Найти тему
Секретные Материалы 20 века

Орел, облетевший полмира

Филипп Орлик
Филипп Орлик

На самом деле не орел, а Орлик. Факты биографии этого человека всегда подавались «перекручено». Даже в своей поэме «Полтава» Пушкин рисует его исключительно в негативном свете, используя такие эпитеты как «лютый» и «жестокий». Так в одной из сцен Орлик допрашивает Кочубея (генерального писаря и одного из богатейших людей Украины), допытываясь о местонахождении сокровищ. Не добившись признания, он зовет палача…

Так и хочется сказать: «Ай да Пушкин, ай да с… сын!» Ведь на самом-то деле Кочубея мучили в Витебских застенках, по приказу Петра I царские же сановники Головкин и Шафиров.

Используя сведения из архивов, постараемся пролить свет на историю жизни незаслуженно оклеветанного и даже забытого гетмана правобережной Украины Пилипа Орлика.

Пилип (такое имя мы оставляем намеренно, ибо Филиппом он никогда не был!) Степанович был высокообразованным, мудрым человеком, явно выделяясь среди тогдашней казацкой старшины. А главным желанием его было дать завоевать политическую свободу для своего народа.

В ТЕНИ МАЗЕПЫ

Родился Пилип Орлик 21 октября 1672 года в городе Косут на Виленщине. Отец его — Степан Орлик (католик и поляк по происхождению) погиб в 1673 году в битве с турками под Хотином. Мать — Ирина (из украинского рода Малаховских), окрестила сына по православному обряду.

Конечно, полусиротское детство будущего гетмана было не очень-то сладким, но трудности его только закалили. В раннем возрасте у Пилипа проявились способности к наукам, что сразу же было отмечено преподавателями из Вильнюсского иезуитского коллегиума. Позже он продолжил свое обучение в Киево-Могилянской академии, где его учителем был профессор философии, будущий местоблюститель патриаршего престола — Стефан Яворский.

Особенно ярко проявились таланты Орлика в ораторском искусстве и поэзии. За время учебы он овладел многими языками: сербским, болгарским, шведским, французским, русским, польским, новогреческим и старогреческим. В 1693 году, по рекомендации Яворского, Пилипу «дали место» секретаря канцелярии (писаря) киевского митрополита. Вскоре он переезжает в Полтавский полк — опять же на должность писаря, а затем становится старшим военным канцеляристом и регентом дел Генеральной военной канцелярии Войска Запорожского (в Батурине).

Порядочность и трудолюбие Орлика заметил гетман Мазепа, назначивший его генеральным писарем. Пилипу все чаще давали сложные дипломатические поручения, с которыми он превосходно справлялся.

Позже, проникнувшись к Орлику доверием, Мазепа открыл ему все секреты тогдашней украинской политики. Кроме того, гетман стал крестным отцом его старшего сына — Григория, который позже продолжил дело борьбы за «самостийную» Украину.

В 1707 году Мазепа и генеральный писарь, поцеловавши крест, поклялись друг в верности друг другу: «Как я присягнул, так и ты присягни мне пред тем распятым на животворящем древе Христом, что сохранишь мне верность свою и секрет...». И до последнего были верны этой клятве.

Во время боевых действий 1708–1709 годов Мазепа решил воспользоваться представившимся ему шансом на отделение от России и перешел на сторону шведского короля Карла XII. Однако, поражение в Полтавском сражении, вынудило гетмана бежать к туркам, в крепость Бендеры.

Орлик, а также еще около 50 представителей казацкой старшины, 500 казаков и более 4 000 запорожцев ушли вместе с гетманом. Они-то и составили костяк первой украинской эмиграции.

БОРЬБА ЗА ГЕТМАНСТВО

После смерти Мазепы беглецы провозгласили Орлика гетманом Украины. Помимо запорожцев и генеральной старшины на этих выборах присутствовали Карл XII и представители турецкого султана, так что собрание было достаточно представительным. Более того, шведы и турки даже обеспечили Орлику некое подобие международного признания.

Однако, Пилип рассчитывал, в первую очередь, на своих соотечественников, и, чтобы получить их поддержку в 1710 году написал первую украинскую конституцию.

Во время ее создания он уже готовился к походу против русских войск, «засевших» на Украине. На помощь ему пришли Турция, Крымское Ханство, Швеция, и часть польской шляхты. Карл XII даже пообещал вести войну до тех пор, пока Украина не будет свободной от «московской оккупации».

Свой поход 1711 года Орлик начал весьма удачно, чему, в немалой степени, способствовала и начавшаяся война между Россией и Турцией. Появившись на Украине, новоиспеченный гетман начал рассылать универсалы, в которых призывал народ к восстанию. Подобная тактика дала свой эффект и многие города действительно признавали власть Орлика.

Один из универсалов был послан и гетману Ивану Скоропадскому, причем в нем Пилип указывал, что для общего блага готов уступить ему свой титул.

Узнав об этом, Петр I сильно встревожился, и постарался обеспечить себя заложниками. Жены представителей генеральной старшины, в том числе и супругу Скоропадского, были вызваны в Глухов, где оказались фактически под домашним арестом. Российские власти начали жечь универсалы, разосланные «новым гетманом». То же делал и князь Дмитрий Голицын — киевский губернатор, когда восставшие двинулись походом по правобережной Украине.

После долгих раздумий против Орлика выступил генеральный есаул Бутович, который был «наголову» разбит под Лысянкой.

Народ продолжал поддерживать «мятежника» и де-факто уже начал вводить новую конституцию, которая выглядела очень уж привлекательной для украинцев. На Правобережье население и многие полки (Белоцерковский, Уманский, Корсунский и др.) откровенно становились на сторону Орлика, а многие крепости сдавались ему без боя.

Крымский хан тоже достаточно успешно воевал против российских войск, причем в городе Водолаг украинское население даже встречало татар как освободителей, хлебом и солью. Позже, когда турки и татары начали отступать, население Слобожанщины двинулось вслед за ними — осваивать новые земли. Нет, все-таки недаром боялись украинские селяне царских войск — когда те настигли в дороге их медленные «караваны», то силой заставили вернуться назад… А каждого десятого украинца казнили за измену царю!

В марте 1711 года объеденные войска Пилипа Орлика подошли к Белой Церкви. Начался штурм крепости, вдоволь обеспеченной продовольствием и защищенной хорошо вооруженным русским гарнизоном. После многочисленных, но безрезультатных штурмов, союзники Орлика начали «отходить в стороны» — выбивать «московитов» из других населенных пунктов.

Вследствие такой плохо согласованной военной стратегии и своевольного поведения собственных подчиненных авторитет нового Гетмана начал падать. Доводы Орлика, призывавшего «объединиться в сильный военный кулак», к сожалению, не были услышаны союзниками. К тому же ближе к маю 1711 года со стороны России в Украину двинулись значительные военные силы под командованием Бориса Шереметева.

Первыми запаниковали польские войска, которые просто перестали помогать гетману. Затем татары и турки «побежали» на юг, попутно разоряя украинские селения. Естественно, такой ход событий простому украинскому люду не понравился, многие казаки, узнав про зверства ханских вояк, бросились спасать свои семьи.

С Орликом остались всего лишь около 3 тысяч казаков (из 16 тысяч, которые были ранее). Не в состоянии вести полноценную военную кампанию, гетман отступил в Бендеры.

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Казалось бы, боевые действия сошли на нет, но тут ситуация снова изменилась. Петр I, сражаясь с турками, зашел слишком далеко в их владения. На реке Прут царские войска были окружены, и, чтобы не попасть в плен, царю пришлось подписать унизительный, но пока еще предварительный мирный договор.

Орлик добился включения в договор пункта о предоставлении независимости Украине. Однако «не так сталося, як гадалося» — пункт этот был написал настолько размыто, что каждый трактовал его по-своему...

Тогда гетман Орлик снарядил целое посольство от украинского народа в султанскую столицу, надеясь сорвать подписание окончательного мирного договора в той редакции, которая была предложена Петербургом.

В это посольство входили генеральный писарь Максимович, Прилуцкий полковник Горленко, генеральный есаул Герцик, и представитель Запорожского казачества Гордиенко. Под влиянием украинской делегации султан заявил русским послам, что продолжит войну, если московский царь не выполнит следующие требования: немедленный вывод войск из Польши, отказ от Украины, передача туркам Азова, разрушение крепости Таганрог и заключение перемирия с Карлом XII.

Петр I, в свою очередь, подкупил некоторых турецких сановников и выполнил все условия, за исключением тех,… которые касались Украины. Правда, с Правобережья войска ему все-таки пришлось вывести.

Орлика такой оборот событий не устраивал и он вновь начал уговаривать султана, помочь ему в походе на Украину. 29 ноября 1713 года Ахмет III опубликовал указ об объявлении войны России. В Петербурге вполне справедливо увидели в этом интриги украинских эмигрантов, и чтобы пресечь их деятельность вновь использовали практику заложников. Проживавшие на Украине родственники Орлика и его ближайших сподвижников были арестованы и вывезены в Россию.

Однако, даже присланные от них «увещевательные» письма (написанные, разумеется, под давлением тюремщиков) не заставили гетмана отказаться от своих планов.

Он по-прежнему обивал пороги Дивана (турецкого правительства) звал к новой войне и… натыкался на глухую стену. Заплатив, очередной раз, кому следует из турецких министров, он все-таки, протолкнул нужную ему редакцию договора. О независимости Украины в ней ничего определенного не говорилось.

Видя, что Турция ему уже не поможет, Орлик отправился в Молдавию. К тому же кредиторы наседали на гетмана с требованием выплатить все деньги, которые он занимал для своей делегации. Многие его единомышленники, понимая бесперспективность решения украинского вопроса, стали возвращаться на Украину в надежде вымолить у царя прощение за свою измену.

Дальнейшая жизнь Орлика была заполнена дипломатическими интригами. В своей борьбе за Украину он всячески пытался заручиться поддержкой европейских монархов, и в 1715 году отправился в Швецию, к главному врагу русских Карлу XII.

СКИТАНИЯ

Однако, доброжелательно встретив Орлика, король не мог оказать ему никакой помощи. Длившаяся с 1700 году Северная война загнала страну в состояние перманентного экономического кризиса. Кроме того, еще находясь в Бендерах, Карл XII одолжил у Мазепы 100 тысяч царских талеров. Шведское правительство сразу не могло выплатить всей суммы, решив ежегодно выплачивать делегации Орлика по 13 тысяч серебряных талеров. Но и этих средств не хватало для проживания; гетману пришлось закладывать драгоценные вещи (гетманские клейноды, бунчук, перстень с алмазом и др.).

В начале декабря 1718 года Карл XII погиб при осаде норвежской крепости Фридрихсгалле и с его смертью Украина лишилась не только своего протектора (покровителя — титул, который он официально носил с 1708 года), но и своего единственного надежного союзника.

Мирные переговоры между Стокгольмом и Петербургом двигаются семимильными шагами, и в поисках поддержки Орлику придется совершить вояж по Польше, Германии, Франции.

Во Франции он прожил до 1722 года, без особого успеха пытаясь привлечь внимание европейских деятелей к судьбе Украины. В этой борьбе ему помогали верные сподвижники Войнаровский, полковник Горленко, генеральный писарь Максимович, генеральный судья Довгополый, генеральные есаулы Герцик и Мирович.

И при всех неудачах, можно констатировать: им все-таки удалось поднять вопрос украинской государственности на общеевропейский уровень. Не случайно министр иностранных дел Франции Дезайер говорил об Орлике: «Новый запорожский гетман — человек с умом и образованием. Он очень хорошо держится и совсем молодой!».

Каждый раз, обращаясь к европейским монархам, Орлик подчеркивал: «Мы не можем смотреть холоднокровно на несчастье, которому отдана наша нация и как нарушаются ее права. Мы говорим, что с помощью Господа Бога казацкая нация будет восстановлена в своих правах». Такие слова характеризуют человека, который переживает за судьбу своего народа.

После Франции Орлик проживал в греческих Салониках (с 1722-го по 1738 год). Этот период был самым тяжелым для Пилипа Степановича — он потерял двух своих сыновей, а его жена Анна находилась в Кракове, где пыталась помочь своему супругу в политической деятельности.

Однако Пилип Степанович продолжал бороться: слал письма и манифесты к правительствам Франции, Англии, Польши, Ватикана, Саксонии, Пруссии. В 1738 году гетман без гетманства переезжает в турецкие владения.

Маршрут его путешествия пролегал через Хотин, Черновцы, Каушаны, Бухарест и завершился в Яссах, где 24 мая 1742 года Орлик скончался.

Мудрый политик умер в такой бедности, что молдавский господарь вынужден был похоронить его за собственные деньги.

Дело Пилипа Степановича продолжил его сын Григорий, дослужившийся до звания маршала Франции и павший. В его честь назван аэропорт «Орли» в Париже. Потомки славного рода проживают во Франции и сегодня, бережно сохраняя фамильные архивы.

Бесспорно, Орлика-старшего можно считать одним из самых великих борцов за независимость Украины. Не случайно в его честь названа одна из центральных улиц Киева. А в шведском городе Кристианштадте находится под государственной охраной дом-музей, в котором некогда проживал гетман.

После себя Орлик оставил множество писем, трактатов, и даже поэтических сборников: «Вывод прав Украины» (1712), «Манифест до европейских правительств» (1712), дневник «Диариуш дорожный» (1720-1733), «Алкид Российский» (1695), «Гипомен Сармацкий» (1698).

Но самым грандиозным его «детищем», написанным не пером, а душой настоящего патриота-украинца, была первая Конституция Украинского государства!

СЛОВО О КОНСТИТУЦИИ

Создание данного документа можно считать высшим достижением политической мысли Украины того времени. Даже сегодня она удивляет своей актуальностью и высоким правовым уровнем. Не случайно ученые и политики в один голос считают, что как государственный акт республиканского направления эта конституция сыграла огромную роль в формировании идей Великой французской революции.

Красной нитью проходят через нее мысли о независимость страны от Польши и России, закреплении границ Гетманской державы, а также усовершенствовании механизмов ее управления.

О том, как создавалась Конституция, нам «рассказали» архивы Григория Орлика. Из его записей становится ясно, что значительную часть этого масштабного произведения написал и затем откорректировал сам Пилип Степанович. Но приложили к ней руку и другие его соратники — Войнаровский, Гордиенко, Ломиковский, Максимович, Иваненко, Карпенко и другие.

Конституция состоит из вступления (преамбулы) и 16 статей, в которых излагается природное право украинцев на самоопределение и ведение самостоятельной внешней политики. В преамбуле обрисовывается краткая история казачества, рассказывается о стремлении украинского народа к свободе и самоопределению. Далее описывается время Руины — период тяжелейших испытаний для войска Запорожского и для всей казацкой державы, а также обстоятельства «добровольного» перехода Украины под самодержавную руку Московии.

Далее шли статьи, предусматривавшие установление национального суверенитета, определение рубежей Украинского государства, обеспечение демократических прав и свобод людей, единство и эффективное взаимодействие трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Законодательная власть представала в виде Законодательного Совета, который должен был собираться трижды в году: на Рождество, на Пасху и в праздник Пресвятой Богородицы.

Исполнительная власть предполагала ограничение действий гетмана и генеральной старшины.

Судебную власть собирались сделать подотчетной и подконтрольной общественности. Конституция определяла права всех категорий населения тогдашней Украины. Государственные деньги должны быть отделены от гетманских, поскольку как на содержание гетмана выделялись строго определенная сумма и доходы от земельных владений. Избрание полковников и сотников происходило демократично, большинством голосов.

Уникальность данной конституции в том, что она предполагала создание своеобразного казацкого парламента, в который входили бы генеральная старшина, полковники и представители запорожских полков.

Стоит отметить и тот факт, что в 1710-1714 годах Орликовская конституция являлась нормативным документом для большей части Правобережной Украине.

Творения Пилипа Орлика содержит ряд прогрессивных идей и принципов, которые обосновывали возможность существования парламентско-демократической республики. И вряд ли стоит винить гетмана за то, что в безоглядном стремлении к свободе, он слишком уж опередил свое время.

«СМ-Украина». Сергей Фантаз, журналист. Киев