Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Эта статья - про знаменитого ученого, "отца космонавтики" Константина Эдуардовича Циолковского. Его образ знаком нам с детства: немолодой бородатый мужчина в небольших круглых очках, иногда со слуховой трубой у уха, за своим письменным столом или во время прогулки по провинциальной тихой улице - таким его обычно представляют нашему вниманию.
Художники, изображавшие его в советское время, показывали Константина Эдуардовича серьезно, внешность списывали с фотографий и помещали Циолковского в какой-нибудь патетический антураж с непременным намеком на освоение Космоса - то он на фоне летящей ракеты, то Гагарина в скафандре и т.п.
Но есть, к счастью, и менее пафосные отражения его образа. Диптих Алексея Акиндинова нравится мне потому, что выдающийся ученый тут показан в стилистике наивного искусства, с присущим подобным работам обаянием. Вот он сидит с несколько потерянным видом у себя дома в Калуге в окружении созданным им приборов, а его скромная комната представляет собой некий портал во Вселенную.
А тут он едет на велосипеде, и покосившиеся калужские дома вокруг него перемежаются космическими пейзажами. Эти далекие миры похожи на цветы, а сам Циолковский едет не столько по пыльной уличке провинциального города, сколько по планете Земля, и наглядно видно, что она действительно шарообразна.
Диптих очень мил, а от образа ученого тут веет задумчивостью и одиночеством. Я б сказала - вселенским одиночеством. Точно подмеченное настроение. К.Э. Циолковский действительно остро ощущал свое одиночество, как и всякий первопроходец.
Имея ум ученого, он был простым учителем в провинциальном училище, слыл чудаком и подвергался насмешкам со стороны обывательского окружения. Он действительно жил как бы в своем мире, внутри своей глухоты. Как говорил сам Циолковский, в науку его толкнули три обстоятельства - глухота, одиночество и бедность. У него не было друзей, и всегда не хватало денег. Зато были явный талант к изобретательству, пытливый ум и склонность к размышлениям.
Его отец любил экспериментировать и приохотил сына к изобретательскому делу. Любознательный мальчик экспериментировал с самыми разными вещами, порой весьма опасно.
Глухота надвинулась на него в 10 лет, это было последствие перенесенной скарлатины. Недуг стал причиной проблем в общении с людьми, Циолковский замкнулся в себе. Тем активнее он изобретал, создавая из подручных средств всякие механические игрушки. В 16 лет отец отправил его, снабдив рекомендательными письмами, в Москву учиться. Но Костя письма потерял, никуда не поступил и стал учиться сам, посещая библиотеку. За три года он самоучкой освоил гимназический курс и часть университетского.
После того, как юноша вернулся домой, он сдал экзамены на учительскую должность и начал преподавать. Все свое свободное время Циолковский посвящал исследованиям. Вскоре выявился основной круг его интересов - Космос. Он публиковал статьи, но признания его идеи не получали.
Однако постепенно мысль об освоении Космоса всерьез начала интересовать молодых ученых. Циолковский ощутил свою нужность. То, что он обдумал и выразил, оказалось интересно и готово для практического применения.
Циолковский умер, уже будучи признан. Хорошо, что под старость лет он ощутил это чувство.
Почитайте еще на моем канале:
Был ли у былинного Садко реальный прототип?
Был ли Боян Вещий реальной исторической личностью
На канале мужа:
Действительно ли мадам Тюссо собирала головы казненных, чтобы делать их восковые копии?