Найти тему
Трезво о наболевшем

Секрет воспитания.

Оглавление

Сегодня у нас статья о воспитании детей от прекрасной Александры Булгаковой —  мамы троих деток и подписчицы интеллектуального сериала "Вакцина от Идиократии".

В ПЕРВОЙ ЧАСТИ СТАТЬИ мы говорили о том, как дети нахватываются у своего окружения плохих привычек — грубые слова, противоположные нашим убеждения, вредные для здоровья поступки — все то, что обескураживает родителей.

Как оградить детей от плохого влияния, и надо ли ограждать?

Сегодня выясним:

Что делать, если чадо уже "нахваталось добра", и выкинуло что-то, что вас расстроило?

______________

В качества примера,

рассмотрим диалог героев романа Франца Вертфоллена "Сцены семейной жизни".

1943 год. Аристократическая австрийская семья. 4-ех летняя дочь главного героя подслушала грубые песни черных, где мат на мате, и теперь распевает без зазрения совести.

Мать, Нора, держит себя в руках, но внутренне в панике: она знает, дочь не будет ее слушать. Отец первоклассно берет разговор на себя.

Читаем:

ЕВА: Что я мафиози! Гангстер!

НОРА: Вот.

ФРАНЦ: Ева, скажи-ка мне, кто такие мафиози?

-2

Женщина назидательно кивала головой.

НОРА: Вот. Вот, пожалуйста.

ЕВА: А еще это дяди, которые через Герберта тебе приветы передают, казино строят где-то… ну где-то в испанском таком месте. Не в Испании, да?

ФРАНЦ: Нет, Евочка, не в Испании...

(Пропущу кусочек сцены, она смешная до слез и ужасно славная. Ева — прелесть, так тепло становится от их разговоров с отцом. Полную сцену обязательно читайте в романе, а мы с вами сразу перейдем к "воспитательному моменту")

...

-3

Потом эта грязь обжигалась болью, потерями, ошибками, но они не позволяли себе развалиться, а становились тверже и звонче, постепенно переплавляя себя из говна в стекло, в хрусталь. Но хрусталь и обсидиан из них – единицы. Вы, Ева, по одному рождению выше куда. А хотите, чтобы в вас все грязь видели. Навоз недоплавленный. Вы не делаете мне честь таким образом.

Ребенок замер.

ОН: Будьте, пожалуйста, рождения достойны. Или вы грязь?

ЕВА: Нет, папа.

ОН: Что «нет»? Вы это «нет» покажите, Ева. Всем этим можно развлекаться, но не заигрывайтесь. Нет ничего крутого, Ева, в том, чтоб быть вне системы. Бросать мат в салонах у бабушек – это не явить свою смелость. Это явить свою глупость. Нужно быть идиотом, чтоб воевать с законом, когда законы можно писать. Это вам внятно?

ЕВА: Да, папа.

_______________________

Рассмотрим, как поступает основная масса людей на такие выходки детей и что же такого особенного делает герой из нашей сцены.

Как правило, когда происходит какая-то вещь, которую взрослый не может контролировать, в большинстве случаев ребёнок получает в ответ раздражение, крик.

Т.е., вместо того чтобы объяснить внятно, "на пальцах", почему так делать не надо, мы отзеркаливаем поведение, которое нам так неприятно. Если бы в ситуации не было бы Франца, а Нора осталась бы с дочерью наедине, она бы просто раздраженно запрещала Еве так себя вести. "Никогда больше это не слушай! Это не говори! Не произноси! Это плохо!"

"Запретный плод сладок",

и Нора добилась бы обратного эффекта. Евочка, хотя она очень приятный, умный ребенок, с еще большей пассией бы пела и выплясывала под черный реп. Такие истеричные "запреты" ничему не учат ребенка, у которого, и так, нет опыта в коммуникации. Мало того, что он нахватался от внешнего мира "грязи" —  слов и поступков, которые он ещё не может разделять на уместные и не уместные — так ещё вместо объяснения получил дополнительную дозу негатива.

В сценке из книги мы видим, как Нора с раздражением обращается к мужу, что ребёнок ведёт себя неподобающим образом. При этом сама она решать проблему не хочет. Для нее очевидно, что брань — это плохо, потому что ей в свое время это объяснили. А она хочет, чтобы ребёнок сам вдруг как-то разобрался и просто перестал мучить ее неприятными ситуациями.

Мы все в той или иной степени ведем себя как Нора.

Франц же берёт ситуацию под контроль, он не орёт ребёнку: "Что это за слова такие? Так делать нельзя!", не сюсюкает: "Ути бозе мой, кто это тут такой маленький ругается! Аяяяй!"

В том то и дело, ребёнок не понимает, что это за слова, и тем более не разбирается, почему так нельзя делать. Франц спокойно задаёт наводящие вопросы, узнаёт: а разбирается ли она сама в том что говорит? И затем по полочкам раскладывает Еве (ах, этот момент просто потрясающий) к чему конкретно могут привести такие выходки и что она потеряет.

Даже если ребёнок пока ещё не осознаёт всего смысла сказанного, Ева чувствует — в словах отца есть спокойствие, весомость и правда. И если она поступит иначе, она разочарует отца. Поэтому соблазна поступать наперекор нет, наоборот, Евочка будет очень стараться не расстроить папу и соответствовать его ожиданиям.

-4

Прежде чем ругать своего ребёнка и злиться,

откуда же он всякой дряни нахватался, милые родители, надо всегда анализировать свои поступки, и проводить работу над собой.

- Не надо хотеть, чтоб проблема исчезла сама собой.

- Разбирайтесь в причинах поведения вашего ребенка.

- Не запрещайте голословно. Вы добьётесь обратного эффекта.

- Когда вы не кричите, не раздражаетесь, а объясняете, как поступать верно — жестко, но спокойно, как это делает Франц из "Сцен семейной жизни" — вы получите покладистого ребенка.

Даже услышав и запомнив что-то неприемлемое в вашей семье, ребенок будет слушать вас и знать, что вы — последняя инстанция. Что у него всегда есть наставник, который сможет направить его на верный путь.

Я вам очень рекомендую,

Покупайте "Сцены семейной жизни",

в книге множество примеров того, как быть лучшим родителем, лучшим супругом, и просто — лучшим человеком. Особенно книга хороша для тех, кто хочет оживить свои отношения с супругом и снова почувствовать притяжение.

Подписывайтесь на мой канал "Трезво о Наболевшем" за чудесными статьями, которые подскажут вам, как жить счастливее, с меньшим количеством стресса.