Мотоцикл для девушки - всегда что-то своё. Для кого-то байк является просто транспортным средством с экономией времени в перемещении по городу. Для кого-то - способом привлечь к себе внимание противоположного (или нет)) пола. Для ещё кого-то - средством самовыражения, желанием раскрыть свою сущность или кому-то что-то доказать. А для кого-то - возможностью отправиться в путешествие.
Но чтобы железный конь приносил только положительные эмоции, не подводил в дороге и радовал каждую минуту совместного времяпровождения, необходимо его полностью обслужить.
На что обратить внимание в мотоцикле?
Я знаю, что есть много мотоциклистов и мотоциклисток, ездящих на новых, или практически новых байках. Мы с мужем к этой категории не относимся. Обоим нашем коням уже "за 20", поэтому перед любой дальней поездкой приходится делать скидку на возраст, осматривая каждый узел. Когда у меня был новенький Юбр, я просто заводила его - и ехала. Но с такими возрастными мотоциклами это уже "не прокатит".
Попробуем осмотреть байк спереди назад. Я расскажу о том, что "вылазило" у нас, и наших знакомых не только в путешествиях, но и в повседневной езде. Эти моменты могут "вылезти" в любой момент (чаще всего - в самый непредсказуемый), поэтому лучше всего обслужить их заранее:
- Трос сцепления. Часто на старых байках он может иметь заломы, или лохматиться возле бобышки. В идеале его заменить, либо хотя бы возить с собой ремкомплект. То же и с газом, хотя он вообще ремонтируется элементарно болтом с гайкой;
- Гидравлический тормоз. Важно убедиться, что он нигде не подтекает. Если всё нормально - обязательно поменять торомзную жидкость, потому что (опять-таки)), вы понятия не имеете, кто и когда туда в последний раз лазил. Также стоит убедиться в исправности суппортов, не клинит ли в них поршеньки, не истёрлись ли колодки. Если задний тормоз тоже гидравлика - всё аналогично. А если барабанный - придётся снять колесо, вычистить мох и болото, накопившиеся там, а при необходимости заменить колодки. Как обслуживать комби-брейки, я не знаю :)
- Сгоревшая лампочка в фаре. Фигня, галогенки под H4 продаются на любой заправке. Другое дело, если у вас линзованный ксенон или LED, как у меня на Стиде. Тут уже быстро заменить оптику вы не сможете. Я так для себя решила выйти из ситуации приобретением доп. фар на дуги, которые как минимум помогут дотянуть до дома. Кстати, если вы остаётесь на родной оптике - снимите фару и помойте изнутри стекло. За годы жизни и тысячи километров оно успевает покрыться толстым слоем пыли. И часто бывает, что это не "родной свет - говно!", а просто стекло грязное;
- Потёкший краник бензобака. Было ранее на мотоцикле мужа. Там вакуумная система со специфическими мембранами, в "открытом" положении бензин не идёт самотёком, а подаётся только во время работы мотора. Проблема застала дома, в гараже, зимой. Видимо, мембраны прохудились от времени и мороза. Замена на оригинальный ремкомплект влетела в копеечку, но зато теперь в этом узле можно быть уверенными на годы вперёд. Не думаю, что можно предугадать эту поломку. Но починить "на коленке" при наличии ремкомплекта - без проблем;
- Карбюраторы. Я уже раньше обещала отдельный пост про них, и он обязательно будет. Вкратце скажу, что чистка, ревизия, синхрон карбов - очень важны, особенно если вы купили старый байк, и понятия не имеете, когда всё это делалось в последний раз. Когда мы впервые залезли в карбюраторы Стида, то выгребли оттуда пару килограмм нефти)) После обслуживания Конь побежал совсем по-другому. Я смело могу сказать, что карбюраторы - это сердце мотоцикла, ведь именно от них будет зависеть работа движка и характер железного коня в целом;
- Клапана. Покупка старого мотоцикла - это, опять-таки, неизвестность в плане клапанов. Когда в них лазили последний раз? Какие там зазоры? Если мотоцикл заводится и едет, а клапана не стучат - это ещё не означает, что он работает правильно. Я слышала рассказы о прогоревшем через 200 км после покупки байка клапане, во время перегона домой. И одно дело - обслужить клапана на каком-то Юбрике, где всё элементарно делается отвёрткой в поле "на коленке", но совсем другое - в Стиде, где нужно сливать весь антифриз, или в Диверсии, где регулировка клапанов происходит с помощью шайбочек. В любом случае игнорировать это дело я не рекомендую;
- Кстати, об антифризе. После покупки его тоже желательно сменить. Потому что, снова - вы не можете знать наверняка, кто и когда последний раз его менял. Параллельно желательно проверить работы системы охлаждения - термодатчика, термостата, вентилятора. Это если у вас "водянка". С воздушниками таких проблем нет - их рабочая температура в разы выше изначально;
- Аккумулятор. Часто мотоцикл продаётся с уже уставшим аккумом. Мол "та я всё равно его собрался продавать, зачем мне ещё в батарею деньги вкладывать?". В принципе, можно ездить и так, но однажды утром можно столкнуться с тем, что стартер скажет "кхххх" и откажется заводить мотоцикл. Если есть кикстартер, это хорошо. А если он не предусмотрен? Да и посыпавшиеся соты легко создадут замыкание, испортив реле-регулятор или генератор. Поэтому аккум всегда должен быть свежим;
- Реле-регулятор, генератор, проводка в целом. Я считаю, что вольтметр на мотоцикле - нужен обязательно. Прошлым летом наш друг вернулся из мотопутешествия по Европе, и у него полностью умер аккумулятор практически сразу, как он въехал в город. Хорошо, что это произошло не где-то в пути! Он дотолкал мотоцикл в гараж, и начал проверять, в чём причина. Оказалось, в дороге сгорел генератор, отчего остаток пути был пройден только на аккумуляторе. Был бы вольтметр - поломка была бы своевременно обнаружена. А так - никто ничего не знал, и хорошо, что байк довёз до города;
- Работа поворотников, стопа-габарита также обеспечивает вашу безопасность в дороге. Важно, чтобы момент загорания стоп-сигнала был правильно отрегулирован, лампочки не сгоревшими, контакты не отходящими;
- Свечи. Я склоняюсь к необходимости их замены как можно быстрее, в идеале - параллельно с чисткой-синхроном карбов и настройкой клапанов. Хорошая правильная искра - залог хорошей правильной работы мотора;
- Цепь, звёзды. Если они сильно изношены - их нужно заменить. В принципе, при покупке байка с уставшим приводом можно хорошо на этом поторговаться. Но игнорировать этот узел нельзя. Два года назад мы ездили с товарищем на Днестр. Он оказался из тех, кто любит завести и поехать, вообще не уделяя внимания техническому состоянию своего коня. В пути мы обнаружили, что цепь на его мотоцикле сильно растянута. Выяснилось, он просто "не любит" туда лазить, и когда последний раз обслуживал узел, сам не помнит. Цепь подтянули, покатались, отдохнули, и выдвинулись в обратный путь. В какой-то момент в его мотоцикле начало что-то сильно скрежетать. Оказалось, что товарищ перетянул цепь. Отпустили её до нормального состояния. Но скрежет не исчез. Цепь оказалась колоссально растянутой. При чём неравномерно. В одном положении её провис составлял около 4 см, а стоило прокатить байк на пол метра вперёд - и цепь натягивалась, словно струна. Также мы не смогли залезть под крышку передней звёздочки, посмотреть, что же именно там скрежещет, и можно ли ехать так дальше? Потому что у Сузуки GS500 там всё очень по-хитрому сидит, да ещё и головка на 8 нужна. После безуспешных попыток одолжить инструмент у проезжающих автомобилистов, приняли решение потихоньку ехать домой. Ехали 40-60 км/ч, было весьма стрёмно. Доехали, всё в итоге хорошо, проблема решилась заменой цепи и обеих звёзд. Но это ещё один показатель того, что нечего забивать болт на свой мотоцикл!!!
- Состояние резины. От сцепления с асфальтом будет зависеть ваша жизнь, поэтому не стоит ездить на лысых или растрескавшихся покрышках. Также советую возить в дальняки ремокплект для бескамерки, ну или инструмент для снятия, разбортирования колеса и заклейки камеры - в случае камерной резины. Слава японскому мотопрому, пока что за несколько лет мотоопыта у меня не было случаев прокола колеса;
- По самому движку ничего не скажу. Компрессия в норме, масло не жрёт, максималку набирает, передачи отчётливо включаются, сторонних звуков нет - и то хорошо. Знаю, что некоторые заглядывают в поршенвую со специальным эндоскопом, чтобы посмотреть хон. Возможно, это может уберечь от неприятных сюрпризов. Но нам с мужем, пока что и так везло :)
А теперь небольшое обращение к владельцам более свежих и дорогих мотоциклов! Не пишите, пожалуйста, тут про "хлам" и всё такое прочее. Во-первых, не у всех есть финансы на относительно новый байк, живём, так скажем, по средствам. А, во-вторых, даже владельцы "новья" не застрахованы от всего перечисленного мной выше. В Ютюбе полно роликов о серьёзных поломках в моторах современных байков, купленных за сумасшедшие деньги.
Также в Интернете, на старых форумах, в старых темах начала и середины 2000-х годов, описывается много подобных пустячных поломок (а я считаю, что всё вышеперечисленное - это пустячные поломки или банальное обслуживание). А ведь наши мотоциклы в те времена тоже считались практически новыми и стоили минимум в два раза дороже в долларовом эквиваленте :)
Ездить и не ломаться может только НОВЫЙ YBR 125 ;) Больше ничто от этого не застраховано! Ровных вам дорог, и пусть ни вы, ни ваш(а) пассажир(ка) никогда не ездит с таким угрюмым лицом :)