Найти в Дзене
Исторические сражения

Чем интересна Великая осада Монтевидео

В XIX столетии гражданские войны были в моде. Лихорадило Италию, выясняли отношения янки с конфедератами, не отставали от них Испания и Венесуэла. И среди этой буйной пестроты особо выделялся конфликт в Уругвае, который на тот момент еще и толком не успел свыкнуться с собственной независимостью.

Длилась эта забава 13 лет, из которых немного повоевали маневренно, а 9 лет армии противников занимало одно единственное мероприятие – осада столицы Монтевидео. Деяние вышло настолько эпическим, что в Старом Свете Дюма-отец посвятил ему целый роман и воспел стойкость города как "новую Трою".

Тогда конфликтовали две части страны, почти как позднее в Америке сойдутся Север с Югом. Но тут ось конфликта развернулась немного по другому азимуту, и воевали главным образом северо-запад и юго-восток. Первые опирались на крестьян-скотоводов, выступали за проаргентинский курс и прозывались бланко – белые. Их противники стремились к пробразильской ориентации, имели сторонников среди промышленников и прославились как колорадо – цветные (иногда переводят как "алые").

1825 год, "Клятва тридцати трех Ориенталес" - эпизод войны за независимость Уругвая. Окончательно независимым от Бразилии он стал в 1828 году. Художник: Juan Manuel Blanes
1825 год, "Клятва тридцати трех Ориенталес" - эпизод войны за независимость Уругвая. Окончательно независимым от Бразилии он стал в 1828 году. Художник: Juan Manuel Blanes

Война шла по большей части собственными силами, хотя время от времени соседи дальние и близкие принимались помогать то одной стороне, то другой. И все это шло на фоне тотального технологического отставания. Правда, обе стороны тут шли наравне, отчего никого это отставание особо не тревожило. Достаточно сказать, что война началась в 1839 году и закончилась в 1852. И воевали все это время старинными мушкетами 1797 года с кремневым замком. Это когда ведущие страны мира уже имели нарезные системы с ударным капсюльным и вовсю думали о казнозарядном оружии.

Во главе бланкистов стоял Мануэль Орибе, колорадами руководил Фруктуосо Ривере. И поначалу удача сопутствовала белякам – в битве 1842 года при Аройо Гранде цветные получили сокрушительное поражение и беспорядочно бежали в Монтовидео. И город сразу же осадили войска Орибе. На этом, собственно, вся победная часть войны для бланкистов и закончилась.

Беда в том, что город располагался на скалистом полуострове, соединенном с сушей довольно узким перешейком. И с моря город оказался неприступен – слишком серьезные утесы. А с суши перешеек перегораживали мощные каменные укрепления, возведенные совсем недавно с учетом всей тогдашней военной науки. А у Орибе при избытке людей (еще и Аргентина помогла людишками и провиантом) не было ни одной осадной пушки. И ковырять эту твердыню попросту было нечем. А еще не имелось у него и флота. Отчего не мог он организовать и блокаду города. Да и идеи цветных нашли отклик в душе мирового сообщества, так что под знамена Риверы прибывали добровольцы из Германии, Франции, Бельгии, Англии, Португалии и Италии. Один только прославленный Гарибальди привел с собой отряд в 400 штыков – романтизм в ту пору был в моде.

Панорама Монтевидео в первой половине XIX века. Предполагаемый автор картины: Carlos Menck Freire
Панорама Монтевидео в первой половине XIX века. Предполагаемый автор картины: Carlos Menck Freire

Беляки все же надеялись на удачу, и никого в город по суше не пускали. Так прошло два года, за которые ничего существенно не поменялось. Военный комендант Буэнос-Айреса Росас (по сути, он был диктатором страны) видя, что такое ожидание может продлиться вечность, дал приказ аргентинскому флоту начать морскую блокаду Монтевидео. Положение осажденных резко ухудшилось, и они уже считали себя почти проигравшими, но тут вмешалась Франция. Ее правительство надеялось на серьезные торговые уступки в регионе после окончания гражданских распрей и потому выслало серьезный флот для снятия блокады. Что и было проделано после всего одного ультиматума, с котором аргентинскому флоту предлагалось уйти или быть подчистую разгромленным.

Аргентинский адмирал понимал, что шансов у него нет – действовать деревянным парусным флотом стандарта прошлого столетия против современных кораблей с паровыми машинами и новейшими пушками мог только самоубийца. И аргентинский флот отошел на исходные. Для Орибе снова пошли годы ожидания.

Аргентина решила все же форсировать события. Благо, что тут получилось договориться на высшем уровне, что французы уберут свой флот из региона. Правда, при условии, что и аргентинцы не подтянут своего. Но про сушу в этих договоренностях ничего не говорилось, и армия Аргентины выступила в Уругвай – помогать Орибе. И по дороге завязла в местных междоусобицах. А вождь белых, кстати, на всякий случай неподалеку от прежней столицы затеял строительство нового городка и провозгласил эту новостройку столицей – на случай, если Монтевидео так и не соблаговолит сдаться.

Мануэль Орибе. Художник: Manuel Rosé
Мануэль Орибе. Художник: Manuel Rosé

В это время, пользуясь отсутствием армии, в одной из провинций Аргентины вспыхнул мятеж под руководством Уркисы (и помогли ему в том уругвайцы, выделив небольшой отряд). Понимая, что силенок у мятежников маловато, те решили объединиться со всеми противниками Росаса. И двинули в Уругвай. В результате этого маневра Орибе очутился между двух огней, и положение его стало безнадежным. Он сдался – его войско отказалось идти против заведомо сильного противника. Победители сохранили ему жизнь. Правда, заперли до конца жизни в собственном поместье. Вот так прозаично закончилась одна из самых длительных осад в истории военного дела.

× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez

Хотите видеть больше интересных материалов? - подписывайтесь на канал и ставьте "пальцы вверх"
Делитесь статьями в соц. сетях - так вы помогаете каналу развиваться