Чтобы разобраться почему люди плохо относятся к бездомным, нужно понять как мы реагируем на “своих” и “чужих”. Был проведён эксперимент, суть которого заключалась в том , что к испытуемым были подключены датчики , отслеживающие их эмоциональное состояние. Им показывали изображения , где к случайно выбранным рукам прикасались иглой , либо ватной палочкой. Эти два действия вызывают одинаковое возбуждение в зрительной системе, но очень разные реакции в других отделах мозга.
Мозг человека утроен так, что при виде другого человека испытывающего боль, мы начинаем так же чувствовать эту боль. Это является основой сочувствия.
Сочувствие к “своим” и “чужим”
Теперь , когда мы разобрались как работает сочувствие, мы перейдём на следующую ступень взаимодействия. Мы добавим подписи к рукам, к которым прикасаются иглой или ватной палочкой. На руках теперь написано чьи они: принадлежность к разным религиозным сословиям. После повторения эксперимента , было выявлено , что испытуемые болезненнее реагируют на прикосновение иглой к “своим” и менее к “чужим”. Из этого можно предположить , что люди меньше сочувствуют чужакам.
Проблема дегуманизации
Обратимся к эксперименту Лазана Харриса из Лейденского университета , который показывал испытуемым фотографии бездомных людей , и обнаружил , что часть мозга , отвечающая за сочувствие, менее активна в этот момент. Словно люди смотрят на неодушевленный предмет. Как отмечает Харрис, выключение зоны отвечающей за сочувствие , при виде бездомного позволяло испытуемым не испытывать неприятных чувств , отказывая им в милостыне. Другими словами, бездомный дегуманизировался: мозг воспринимает бездомного как неодушевленный предмет , чем как человека. Отсюда и отсутствие сочувствия.
На последовал хотел бы сказать , что не стоит приравнивать бездомных к неодушевленным предметам, они так же являются людьми. Каждый из нас может попасть в сложную жизненную ситуацию. Поэтому в следующий раз , когда встретите бездомного , просящего милостыню , вспомните эту статью и возможно вы дадите человеку надежду , что еще не все потерянно.