В войну информационное оружие иной раз является действенней самого передового образца, принятого на вооружение. И потому, если во время конфликта не случалось эпического подвига нужного накала и легендарности, его следовало выдумать. Пусть даже придется решаться на откровенное вранье и подлог – война все спишет. Тому пример гибель Джейн МакКри – простой девушки, родившейся в семье фермеров.
Когда Америка затеяла с Англией борьбу за независимость, общество колонии не имело однородной точки зрения и скоро разделилось на патриотов, желавших отделиться от метрополии, и лоялистов, выступавших за союз с британской короной. Вот и в городке Бедминсторе в семье преподобного МакКри не имелось единодушия. Два его старших сына ушли воевать за независимость, а дочь Джейн пошла за женихом, который завербовался в армию добровольцев, влившихся в ряды красных мундиров.
Надо сказать, что англичане воевали не только своими привозными силами. На их стороне бились и добровольцы из фермеров, и целые индейские объединения. Правда, на стороне их противников наблюдалась схожая картина, и отчасти этот конфликт можно считать первой гражданской войной, пусть и непризнанной.
У британского генерала Джона Бергойна в распоряжении имелся особый батальон Могаук, сформированный задолго до начала войны за независимость. Батальон частенько выполнял диверсионные функции и утихомиривал различных мятежников – главным образом индейцев, взявших сторону Франции или попросту не подчинявшимся правилам Британии. И к описываемым событиям подразделение возглавил Джозеф Брант. Который и Джозефом, и Брантом числится весьма условным. Настоящее имя его было Тайенданегеа. Собственно, он был чистокровным индейцем.
За успешные боевые действия (а этот индеец воевал в составе Британских сил с 15 лет и дослужился до полковника) его премировали… обучением в школе, где он выучился грамоте. А потом командировали в метрополию, где вручили медаль и даже удостоили чести аудиенции с самим королем Георгом III. А еще он ознакомился с достижениями европейской цивилизации и умудрился даже вступить в масоны – модная забава тех лет. Говорят, этот индейский воин отличался милосердием, совсем несвойственным его подчиненным. Но вот те, кем он командовал, имели иные моральные устои.
Летом 1777 года Джейн МакКри на свою голову отправилась к жениху. Причем маршрут ее пролегал по территории, контролируемой лоялистами. Но в доме одного из фермеров, где она остановилась на отдых, ее настиг отряд батальона Могаука. И индейцы по каким-то признакам решили, что имеют дело с патриотами. А потому убили хозяина дома и его семью, а Джейн и еще одну девушку захватили в плен, чтобы передать в руки английского командования, за что им полагалась премия. По дороге в расположение, впрочем, у них случилась ссора из-за дележа предполагаемой выплаты. Джейн, как яблоко раздора, убили и оскальпировали, так и не став разбираться с ее политическими пристрастиями.
Вскоре история расправы стала достоянием общественности, и Джейн МакКри оказалась в роли святой великомученицы, вдохнувшей новые силы в антианглийское движение патриотов. О девушке вспоминали исключительно как о дивной красавице с кротким характером, являвшейся ярой патриоткой (о ее прежних симпатиях короне как-то забыли). Даже в Британии, куда история тоже дошла, убийство девушки сыграло на руку вигам в борьбе с тори – именно тори являлись сторонниками привлечения индейских формирований для войны с мятежными поселенцами.
Ну а в самой Америке Джейн посвящались песни и поэмы, художники рисовали полотна с античными параллелями, столь модными в Европе в ту пору. Девушка стала частью легенды и винтиком пропагандисткой машины. Причем на стороне патриотов – ведь убили-то ее проанглийские гуроны… Жених девушки пережил войну, но так никогда и не женился. Возможно, он не смог вырваться за рамки легенды.
А между тем, ранние свидетельства рисуют совсем иную картину. И реальная несчастная девушка никак не походила на образ, выпестованный по требованию момента. В жизни Джейн МакКри не отличалась ни умом, ни внешностью, ни воспитанием. Она не блистала ни одной из добродетелей, так ценимых в ту пору обществом. По сути, она была самой обыкновенной сельской жительницей. Но легенда перековала историю под свои нужды. Но и это не самое любопытное в той истории.
× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez
Сразу после смерти один из свидетелей утверждал, что девушка погибла во время преследования небольшого отряда силами патриотов. А индейцы, обвиненные в гибели девицы, входили в состав того отряда. И что девушка погибла от пули, выпущенной кем-то из патриотов. В 1822 и 1852 годах тело девушки эксгумировали и перезахоронили, поскольку кладбище переносили, и ее, как патриотку и знаменитость, следовало сохранить для потомков. И свидетели, имевшие дело со скелетом, в голос утверждали, что на нем не было следов повреждений, характерных для удара томагавками. А вот след от пули – был. В 2003 и 2005 останки девушки снова потревожили, но подтвердить или опровергнуть ни один из мифов не смогли, поскольку череп со следами повреждений исчез. Что списали на модный в XIX веке промысел разграбления могил.
Хотите видеть больше интересных материалов? - подписывайтесь на канал и ставьте "пальцы вверх"
Делитесь статьями в соц. сетях - так вы помогаете каналу развиваться