В среде русской философии в своё время появился термин "андраникизм", напрямую связанный с личностью Андраника Озаняна, величайшего деятеля армянской и не только национально-освободительной борьбы. Автором термина была Н. М. Северикова.
Русские исследователи личности Андраника отмечали, что у него было высочайшее напряжение духовной воли, энергия и преобразовательная деятельность. Северикова назвала его "солдатом нации угнетённых", борющегося за всех обездоленных.
Андраникизм выступает в этой формулировке антагонизмом мюридизму и ваххабизму. Понятное дело, что в данном случае Андраник рассматривается с имперской позиции, как великий друг русского народа и лидер антиосманского движения, в противовес кавказскому исламизму. Его действия должны быть прообразоом отношений между Россией и угнетёнными нациями. Ну, по идее.
Андраникизм связан с византизмом, где опять видна имперская логика философов. Андраника сравнивают в один ряд с Константином Великим, как деятеля византизма. Образ первого идеализирован, как христианского деятеля, объявившего равенство всех.
Андраник якобы продолжил его дело, стремясь к объединению подавленных народов против Османской империи. Он считал всех "жителями одной Земли" и сам с детства видел несправедливость. "Где угнетённые - там и мой меч" - сказал Зоравор.
Имперская логика не рассматривает Армению вне контекста и действия армянского деятеля рассмотрены не как часть армянского движения, а как часть византийско-православной ойкумены. Для А. Б. Пупко "андраникизм" - это "символ идеологической общности России и Кавказа". Фактически, личность Андраника использована в целях объединения народов империи возле России. Потому он и слит с Кавказом и Андраник выступает антонимом, например, Шамилю.
Конечно, Россия в этом плане не рассмотрена как угнетатель сам по себе, а как хранитель византизма и православия. Андраник же назван рыцарем этих идей и представлен чуть ли не социалистом, хотя следов атеистичности Зоравора нет, а борьба за "нацию угнетённых" связана с общей концепцией антиосманской борьбы и христианской моралью.
Сама идея "андраникизма" хоть и наполнена патетикой в адрес Андраника, но выступает как средство единения российской имперской концепции с борьбой народов империи. Причём у них, судя по всему, своей философии быть не может, ведь Андраник - византист для русских мыслителей, а не деятель армянской мысли.
Андраника позже использовала и советская идеология, рассматривая его с позиций пролетарской борьбы и теперь уже друга СССР. Причём интересно, как обошлись с образом Нжде и Андраника. Первого просто отстранили от армянского, а второго приписали к более общему контексту. Хотя сомнительно, чтобы Андраник согласился бы с передачей Арцаха Аз. ССР. Самодостаточность и чисто армянское начало его великой личности рассматривать не хотели.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор