Первый шаг в шоу бизнес
Скорее всего, этот текст может пригодиться тем, кто подумывает наконец-то заняться делом, приносящим деньги, и одновременно остаться в теме. Для тех, кто любит open air вечеринки и готов вложить свои силы в их развитие в своем регионе, при этом получив реальную отдачу. Так, во всяком случае, с толикой благородства, я представляю себе правильную установку на это благое дело.Теперь стоит определиться, что за мероприятие это будет. Можно сделать open air фестиваль, сейшн, сборный концерт, соло-концерт. Фестиваль – это когда на глазах у зрителей происходит соревнование и подразумеваются призы и звания. Сейшн – это когда много групп, но они не соревнуются, хоть и стараются показать кто во что горазд. Сборный концерт – это тот же сейшн, но в программе заявлен и "гвоздь программы". Соло концерт – это "гвоздь" без сейшна. Помочь в выборе программы может простое правило: лучше меньше, да лучше. Небольшая задача, решенная с отличием, гораздо лучше нереализованного "грандиозного мега-проекта". В выборе программы мероприятия так же участвует много других факторов, о них расскажу ниже. От правильно выбранной программы в корне зависит успех мероприятия. Помните, что толпу собирают имена. И даже если вы очень круто назовете ваш сейшн, к примеру "DIRTY SOUTH URAL HIP-HOP CONTEST", но на афишах не будет названия хотя бы одной известной группы, боюсь, вы окажетесь единственным зрителем этого концерта.
Опыт не пропьешь!
OPEN AIR ОКОНЧЕН, Если артисты не возражают – можно организовано, по очереди, запускать людей из зала или из vip'a сфотографироваться и взять автограф. Позаботьтесь о грамотном увозе артиста. Чем круче был концерт, тем больше людей соберется у выхода с площадки. Увещевания и призывы разойтись здесь не помогут. Люди ждут своих героев. Поэтому рекомендую накануне обсудить с администрацией площадки возможность воспользоваться черным ходом. К этому моменту там должен ждать транспорт, и расставлена охрана. Артисты едут в гостиницу освежиться и на ужин, вы к ним присоединитесь позже, у вас еще несколько дел.
РАЗБОР ПОЛЕТОВ. Вот итоги open air концерта. Были поломаны три стула и разбит унитаз. От колонки оторван шнур. Задержаны хулиганы, которые дрались ногами... Спокойствие. Сейчас все начнут у вас вымогать деньги. Помните, если вам говорят, что этот сливной бачок стоит столько-то – потребуйте с предъявляющих чек или другой документ, о том, что он действительно столько стоит. Если его нет, а от уплаты не отвертеться – предлагайте свою сумму. Рекомендую стоимость поломок вычитать из гонорара охраны. Разумно сначала дать им предоплату, а остальную часть оставить у себя вот как раз на такой случай.
Охрана возмущена – вы настаивайте. Они же сюда работать приехали, а не концерт смотреть: проморгали – их проблема. Проблемы с нарушением же на охране. порядка – так Хуже, если вам предъявляет счет милиция за наведение порядка на прилегающей территории. Якобы, понадобилось даже вызывать ОМОН. Это их работа, и платит им государство. Но спорить с милицией опасно, у них есть инструменты, которые заставят вас платить. Так что постарайтесь съехать – нет бабок, вы сработали в минус, нечем платить артистам и т.д. Не выходит – торгуйтесь. Но перед тем, как решать эти вопросы – заберите из кассы деньги и расплатитесь с кассиром. Все. Звукооператоры разбирают звук. Уборщики убирают open air площадку, вы снимаете баннера. Ваш первый опенэйр фест окончен.
ИТОГ. Вы со всеми расплатились, всех отблагодарили (не забывайте, в коммерции добрые дела любят магарыч), получили все остатки спонсорских денег, все посчитали и... Скорее всего этих денег вам покажется мало за труд, вложенный в это дело. Но, скажу вам честно, если это был ваш первый концерт и вы сработали в плюс – это высший пилотаж. А опыт, приобретенный во время работы – гораздо ценнее денег. И, между прочим, у вас уже есть профессия. Импресарио. А теперь недельку отдохнуть и вперед, к новым вершинам! Раскачать этот город!
Что предложить спонсорам?
Представьте, что внутренние поверхности open air площадки – это одно большое рекламное пространство. Самым дорогим здесь будет задник сцены, тот, что находится за спиной у артистов. Затем, боковые поверхности сцены, потом холл, бар. Попробуйте продать кабинки в туалете, уверен, реклама презервативов или подгузников там уместна. Разве плохо позабавить народ веселым конкурсом с призом от спонсора?
Это так и называется "конкурсы" – они хорошо продаются. Теперь. Кто-нибудь из посетителей возражает при входе получить бесплатно часовую интернет-карточку плюс пару буклетов? Нет? Тогда продаем промо акции, так это называется. Есть пивоварня, которая хочет поставить в холле свой бар? Или кукурузные ребята хотят продавать попкорн? Пожалуйста – продаем торговые места. Идем дальше. Афиши будут? А что если продать ее кусочек? Например, вверху, где дороже, или внизу, где дешевле.
Есть еще и флаера и билеты. Затем. Радиореклама. Почему бы не заявить о своих партнерах и в радиорекламе. Например: "Батончик "Йо-майо" представляет... Западно-Бирибиджанский фестиваль хип-хоп культуры. Брэйк-батл, битва диджеев, граффити-конкурс и голые бабы. А так же... выступление группы СИМВОЛ РИФМЫ! Нам помогают: совхоз "Светлый Путь", автомастерская "У Рафика"! Гостей угощает "Чебуречная №5", наши звезды летят самолетами авиакомпании "Крылатые Качели" и останавливаются в гостинице "Венеция". О как! И все это нужно уложить в секунд 15 чтоб не переплатить за рекламу. Этот же текст можно использовать и для видеоролика, добавляя логотипы компаний – партнеров. Это еще не все.
Так же вы можете предложить спонсорам прорекламироваться на пресс-конференции, в печати, освещающей события, и на видео-версии вашего мероприятия. Об этом ниже. А пока наверняка вырисовались следующие позиции для продажи:
· Рекламные площади на площадке
· Радио и теле реклама
· Рекламная площадь на афишах, флайерах и билетах
· Промо акции во время концерта
· Конкурсы
· Торговые места
Добавлю вам еще немного уверенности в своих силах. Вас наверняка коробит "молодежь" из телевизионных роликов, рекламирующих шоколадные батончики и прочую ерунду. Их сленг, манера одеваться, да и зачем батончик "Принц" 25-летнему парубку?.. А ведь именно так нас представляют производители, чей товар рассчитан на аудиторию 14 – 28 летних. Понимаете, к чему клоню? У вас есть то, чего нет у них – вы на сто процентов в теме. Вы в полном контакте со своей аудиторией. И ваша задача убедить предполагаемого спонсора, что ваша open air аудитория – это их аудитория. Уверен, если бы вас смогли соблазнить продавать шоколадные батончики вашим товарищам – вас бы наверняка повесили на доске почета шоколадной фабрики, но вас ждут другие вершины, поэтому продолжим.
Посетители вашего open air фестиваля готовы заплатить за билет сумму, в несколько раз превышающую стоимость баночки этого коктейля или пачки этих сигарет, и если все пройдет на высоте, обязательно придут и на следующие концерты, организованные вами. Поэтому как коммерсант вы более успешны в локальном смысле. И пусть ваш фестиваль существует пока только на бумаге, и раньше вы никогда ничего подобного не делали. Вам нужно проникнуться такой уверенностью в успехе предстоящего мероприятия, что по ходу диалога она передастся вашим будущим партнерам. Дайте им понять, что ваше предложение уникально. А значит, им обязательно нужно заключить с вами договор – пока этого не сделали конкуренты.
Уникальное торговое предложение
Уникальное торговое предложение – именно так в маркетинге называют то, что напечатано на этих аккуратных листочках, что уже ждут своей минуты в вашей папке/рюкзаке/портфеле.
Именно с уникального торгового предложения начинается плотная и кропотливая работа над созданием собственного бренда.
Главная задача универсального торгового предложения – дать понять аудитории, почему они быть заинтересованы именно в вас.
Вы должны дать понять, почему именно вы самые лучшие в этой области и только вы сможете решить проблему спонсора лучше всех, будь то реклама дезодоранта под открытым небом или продажа корма для собак.
У каждого потенциального спонсора фестиваля есть проблема или желание – ее или его вам и надо решить (создать).
Сегодня я расскажу подробно, откуда оно вообще взялось, как его формировать и каким образом в дальнейшем следует его поддерживать, и, так, подробнее, из чего же оно состоит:
1. Коммерческое предложение;
2. Коммерческое предложение подробно;
3. Сценарий акции;
4. План рекламной кампании;
5. Пакет генерального спонсора;
6. Пакет спонсора;
7. Пакет информационного спонсора;
8. Пакет технического спонсора;
9. Прайс-лист.
Многовато? Пусть это вас не пугает. Последние 6 документов – это почти одно и то же.
Коммерческое предложение. Это краткое изложение сути: будет крутое событие, соберется столько-то человек, и мы предлагаем использовать возможности этого мероприятия для рекламы вашей марки. Без цен и конкретных позиций. Основная задача этого документа – вызвать интерес у читающего, заставить его узнать подробности. Рекомендую уместить на один лист, чтобы не утруждать несомненно вечно занятого делового человека какими-то рэпами.
Коммерческое предложение подробно. Вот он, звездный час! Теперь нужно, чтобы текст создавал впечатление события межгалактического значения, даже если приглашенной звездой будет группа "СМЫСЛ УЛИЦ" из соседнего райцентра. Это война. Война за жизнь вашей идеи, а на войне хороши все средства. Врать не нужно, приукрашивать необходимо. Однако не забывайте о главном. Вы подробно рассказываете о мероприятии. О том, какие будут группы, и почему именно они, почему молодежь непременно придет и запомнит этот концерт надолго. Цен и позиций тут так же нет. Они находятся в отдельном документе.
Сценарий фестиваля. Поминутно расписанный сценарий. Начиная с открытия, заканчивая финальным салютом и т.д.
Технические моменты, такие как установка звука, инструктаж охраны указывать не обязательно. В первую очередь хронометраж сценического действа, включая конкурсы с призами от торговой марки.
План рекламной кампании. Здесь нужно указать подробно сколько будет афиш, какого формата и какие они (А1 – полноцветный, А3 – 3 цвета и т.д.), сколько их будет, и сколько они будут висеть, и как часто доклеиваться. Сколько будет флаеров, где и когда они будут распространяться. Какие радиостанции, сколько выходов, когда, хронометраж. Какие телеканалы, сколько выходов, когда, хронометраж. Здесь преувеличивать нельзя. Только точные данные. Если вы уже подружились с печатными СМИ – укажите, в каких изданиях выйдут анонсы или заметки о вашей акции.
Я рекомендую следующую схему: афиши висят месяц, доклеиваются каждые 3 дня, за 2 недели до концерта начинается массированная бомбардировка: поклейка афиш каждый день, раздача флаеров, радио и телереклама. Выбирать радио и телеканалы, а так же их количество нужно исходя из ситуации в вашем городе, и помня о том, что посетитель open air мероприятий, либо школьник старших классов, или студент. Выбирать время выходов в эфир нужно так же исходя из этих данных.
Какую группу привезти?
ВЫБОР ГРУППЫ. У групп и исполнителей есть два параметра, которые обычно остаются неизвестными для посетителя концерта, но для вас, как организатора играют важную роль.
Гонорар – финансовое вознаграждение работы группы на сцене;
Райдер – бытовые и технические условия работы. Эти параметры обычно зависят от популярности группы. Попробую некоторым образом упорядочить их, привязав к популярности группы.
Критерии групп:
1) Широкая популярность в широких кругах. Такие группы собирают на open air фестивали стадионы, их гонорары баснословны, условия райдера почти невыполнимы, однако они наверняка соберут полный зал, от младенцев со светящимися глазами до пенсионеров.
2) Широкая популярность в узких кругах. Это обычно успешные группы, работающие в каком либо стиле, отличающемся от ПОП. Их гонорары обычно вполне приемлемы, и райдеры состоят из нескольких пунктов.
3) Узкая популярность в широких кругах. Менее успешные, чем группы из первого пункта, однако гонорары их выше, чем у групп из п.2, и райдеры занимают несколько листов.
4) Узкая популярность в узких кругах. О них почти никто ничего не слышал, хотя возможно на их счету две выпущенные пластинки и один видеоклип, пару раз показанный по музыкальным каналам.
Если это ваша первая акция, рекомендую в качестве звезд приглашать группы, относящиеся к второму пункту. А если это open air фест или сейшн – брать группы из пункта №4.
Как правильно вести переговоры с группой?
ДОГОВАРИВАЕМСЯ С ГРУППОЙ. "Вести переговоры с группой" значит общаться с ее дирекцией. У групп из пунктов 1,2 и 3 она точно есть. Дирекция – это те люди, чья работа состоит в том числе из переговоров с импресарио. Поэтому даже если пару раз вы пили пиво с бас-гитаристом группы разговаривать вам нужно с директором или менеджером. Спросите у басиста контактный телефон. Он наверняка знает.
Выйти на дирекцию группы обычно можно зайдя на официальный сайт группы, или внимательно изучив лицензионный диск. Там, как правило, содержится контактная информация. В письме или разговоре представьтесь, назовите ваш город, расскажите, что за мероприятие вы планируете. Первое, что интересует вас – гонорар группы, т.е. сколько стоит их работа. Его можно сделать чуть меньше, и для этого есть два способа.
Первый – организовать сразу несколько опенэйр фестивалей с участием этой группы (или продать ее организаторам в соседнем городе), но для первого раза это сложно. Второй – сказать, что вы от Шыма. В этом случае скидка может составить до 25 процентов.
Затем дата. Если вы уже определили дату – она может быть забита у группы, поэтому не торопитесь договариваться с площадкой.
Следующее: вам нужен райдер. Он делится на бытовой (чем везти, где селить, как кормить) и технический (аппаратура на сцене). Райдер это не пожелания группы, а требования, поэтому лучше сразу сообразить, выполним он или нет. Если сомневаетесь – не стесняйтесь обсуждать любые вопросы с дирекцией.
Итак, вас все устраивает. В зависимости от того, что за группа выбрана, вам могут предложить различные условия по оплате: группа выезжает при условии 100% предоплаты и наличия билетов в оба конца; группа выезжает при 50% предоплаты (остальные 50 % вручают по приезду); группа будет работать за ящик пива...
Так же различаются и предпочтения по форме оплаты: наличным или безналичным платежом. Все это обсуждается с дирекцией. Одно могу сказать точно: до тех пор, пока вы не внесли предоплату, дата за вами не закреплена. А значит вполне возможно, что в этот день группа поедет не к вам, а к более расторопному организатору.
Очень не разумно начинать рекламную кампанию, не договорившись с группой. Такие концерты зачастую отменяются.
Пакет генерального спонсора
Генеральный спонсор – ваш главный партнер. И он, в отличии от других спонсоров, один. Обычно им становятся действительно большие игроки вашего рынка. Подумайте, кто в вашем регионе охотно тратит деньги на рекламу. Пивовары, сотовые операторы, производители напитков, большие магазины могут охотно выставлять для продажи свою продукцию на ваших open air фестивалях! Может быть, сейчас как раз кто-то из них выходит на рынок с новым продуктом, и ваше предложение будет как нельзя кстати.
Генеральный спонсор в отличие от других получает преимущественное место на заднике сцены (к примеру его баннер может быть в 3 раза больше, чем баннеры спонсоров), получает право представлять мероприятие "Коктейль "Пшик" представляет..." и это звучит в теле- и радиорекламе, а также на всей печатной продукции. Так же вы предлагаете приоритетное право на конкурсы. И если у генерального спонсора есть такое желание, можете предоставить ему возможность во время концерта выйти с речью к народу, но это уже может быть многовато. В переговорах с кандидатом в генералы рекомендую быть уступчивым, но помнить о людях. Если концерт превратится в одну большую рекламную паузу у публики останется дурной привкус.
Спонсорские пакеты
Пакет спонсора. Здесь вы предлагаете то же самое, что и генералу, но условно в 3 раза меньше. Маленькие баннеры на заднике или побольше, но на боковых поверхностях сцены. Упоминание в радио рекламе: "нам помогают", участие в конкурсах возможно, но прицепом. Например "в конкурсе от магазина "Элегант" победил Вася, он получает приз: демисезонное пальтишко, и наручные часы от нашего спонсора, фирмы "Луч". Спонсоров может быть неограниченное количество. Не стоит завышать стоимость пакета спонсора.
Как раз здесь может работать уловка с ценой пакета. Например, аквапарк "Титаник" хочет заявить о начале купального сезона и ему приятно разместиться в радио и телерекламе. К примеру, это стоит 100 рублей по прайс-листу, но в пакете это стоит 70, а сам пакет – 120. За эти 120 он получит то, что хочет плюс полиграфию, и баннер на концерте. Это работает.
Пакет информационного спонсора Информационный спонсор – это тот, кто может помочь с рекламой вашего опенэйр пати. Обычно это радиостанции, телеканалы, популярные газеты и журналы. Зачем платить за рекламу в полном объеме? Сделайте это СМИ вашим информационным спонсором и добейтесь скидки равной стоимости вашего пакета информационного спонсора! С другой стороны, зачем радиостанции рекламироваться на концерте? А затем, чтобы "отобрать" эту аудиторию у другой радиостанции.
Пакет технического спонсора. Технический спонсор это тот, кто может помочь облегчить бремя накладных расходов. Авиакомпании, службы такси, гостиницы, кафе и рестораны. Зачем платить за все это, когда можно прорекламировать этих ребят.
Здесь сам документ довольно условен: готовы покормить обедом гостей, за баннер над баром на концертной площадке – добро. Дают скидку на проживание в гостинице за логотип на полиграфии + упоминание по радио – добро, только скидку побольше.
Как правильно выбрать open air площадку?
Мы делаем open air фестиваль или закрытый концерт, а это значит: должен быть танцпол, в туалете не должно быть неаполитанского фарфора (говорят, очень дорогая штука), должна быть сцена и гримерка (гримироваться не обязательно). Клубы, стадионы, спортивные манежи, дворцы спорта, дворцы пионеров, дома культуры и выставочные павильоны, лес, наконец – неплохая площадка для open air фестиваля!
Неплох был бы бар, или возможность его установки. Площадка должна быть с контролем входа – если конечно вы не решите заняться благотворительностью! Обязательно решайте вопрос с парковкой, а иначе будут жуткие пробки и масса негативных отзывов.
Ограждайте зону артистов и ставьте охрану, чтобы был порядок за кулисами, если есть пляж, то его возможно стоит его взять под особый контроль – зачем нам утонувшие пьяные танцоры...
Если же вы делаете концерт в закрытом помещении, то не должно быть ничего лишнего. Филармония и театр вряд ли подойдут. Неплохи бывают ДК, в случае, если кресла из зала выносятся. Об этом подробнее.
Кресла в зале ломают удовольствие. Потому что, когда они есть, то на них садятся. А когда со сцены начинается разгар, первые ряды обычно встают, чем ломают удовольствие всем остальным, которые встают поневоле. Ближе к финалу концерта, особенно если цена на пиво в баре грамотная, они (кресла) очень мешают ходить и "попадаются под ноги". Удовольствие артиста сидячий зал ломает сразу, по выходу на сцену. Каково ощутить себя участником районного конкурса чтецов среди девятых классов? А ваit удовольствие, как организатора будет поломано сразу после концерта администратором ДК.
Подсчитав поломанные кресла и порванные обивки, причем на вас спишут все поломки, даже которые были до вас, ведь акт сдачи-приемки вы не составляли, администратор разыграет перед вами бесплатный спектакль, целью которого будет развести вас на только что заработанные деньги. Возможные варианты: обморок, припадок полоумия, вызов "крыши", вызов на дуэль. Все зависит от зарытого в этом человеке таланта, ведь он тоже работник шоу бизнеса, и наверняка играл в ансамбле народных инструментов или пел фальцетом в этом же ДК. Итак, кресла это прогон, но если вы решились на дворец спорта или другую площадку, где есть место перед сценой, партер, используемый как танцпол, а кресла стоят в отдалении, то это благо. На креслах могут посидеть родители пришедших на концерт третьеклашек. Шутки в сторону! Вы поразитесь, увидев как молоды бывают посетители такого рода мероприятий.
Договоры и получение денег
Здесь мы вступаем в темный лес российских законов о коммерции. По идее, для того, чтобы заключать договор о выполнении рекламных услуг, а обычно так формулируется на бумаге то, чем вы готовы заняться, вы должны быть лицензированы для этого государством, или хотя бы быть зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя. Однако на моей практике встречались и договоры подряда с частными лицами. Здесь вам лучше проконсультироваться с людьми, занятыми коммерцией в вашем регионе, ибо насколько я понимаю, подобные взаимоотношения регулируются местным законодательством.
Возможно, стоит поговорить с кем-нибудь о том, чтоб вы сработали под их реквизитами как доверенное лицо. Естественно, взяв на себя все налоги по этой акции и отблагодарив человека. В общем, пусть этот пункт будет вам заданием для самостоятельной проработки.
Все это (поиски партнеров, переговоры, получение денег) может занять несколько недель, но всегда нужно помнить о сроках до акции. Не откладывайте ничего на потом, все что можно делайте сразу. Поверьте, у вас еще будут недочеты. Получить деньги можно налом в офисе партнера (хорошо), безналом в банке на реквизиты тех людей, с которыми вы договорились (нормально) и бартером (плохо, но приемлемо). Но деньги есть деньги, и коли вы проделали такой большой путь для их получения и помните, что это всего лишь средство для осуществления вашей идеи, значит и далее нужно не падать духом, а стойко преодолевать все препятствия. Ибо впереди нас ждет самая приятная часть всего этого предприятия.
Прайс-лист и Пакет спонсора
Составим прайс-лист open air фестиваля. Для этого необходимо немножко посчитать. Идеальной коммерческой схемой подобных мероприятий является следующая. Все ваши расходы за рекламу, гонорары, свет-звук, охрану, аренду вы отбиваете за счет спонсорских денег, а прибыль с проданных билетов – ваш заработок.
Посчитайте сумму расходов, прикиньте ваши силы по поискам спонсоров и раскидывайте сумму по прайс-листу, однако учтите, что вам наверняка придется торговаться, а так же всегда существуют непредвиденные расходы, поэтому рекомендую сумму увеличить процентов на 20-30. Если заработаете со спонсоров немного больше, чем хотели – не страшно, меньше – тоже терпимо, главное отбить большую часть расходов.
Рекомендую такой прием: пакет спонсора (любого из них) содержит столько-то позиций, однако "в пакете" стоимость этих позиций процентов на 20 дешевле, чем сумма тех же позиций по прайс-листу. Это позволит сомневающимся партнерам охотнее соглашаться на большую сумму.
Афиша? А, что это?
Первое: open air Афиша должна соответствовать статусу open air мероприятия.
Если вы делаете андеграунд – незачем вам А1-полноцвет. Если собираете на свой open air стадион – вам не помогут А4 на ризографе.
Представьте, что афиша это живой организм. Время его жизни – доля секунды. Именно на столько задерживает на ней взгляд праздный горожанин. Ваша задача сделать так, чтобы за эту долю поймать внимание этого человека и заставить его вернуться глазами к афише, а потом и подойти почитать более мелкий текст – информативную часть.
Если это удалось – считайте, что вы справились с отличием. Но как объяснить это дизайнеру, который привык делать вывески "Туалет платный – 3 рубля"?
Работа с дизайнером
Дизайнеры – это вообще особая песня. Они капризны, ленивы, своенравны и всегда считают, себя умнее вас. Упаси вас Господь ткнуть пальцем в монитор или обоснованно возразить... Он возненавидит вас, в сей же миг! И кто знает, возможно, набросится со спины с ножом для бумаги, зажатым в занесенной руке... Тыкайте в монитор длинным карандашом. И наберитесь терпения. "Работа при клиенте по двойному тарифу" – так бывает, но иначе вы можете потерять драгоценное время, когда вас в очередной раз подведут с бестолковыми каракулями.
Оптимальным вариантом работы со сторонним дизайнером будет подробный черновик, принесенный вами. Не рисуйте цветными карандашами – цвета подписывайте, говорят, что все дизайнеры дальтоники. Так же будет неплох образец, скачанный, к примеру, из интернета. "Сделай так, только здесь такой-то текст". Использовать ли фотографии, вертикальная ли афиша или горизонтальная, ее стиль – это ваш креатив. Но отнеситесь к разработке макета афиши, для масштабного open air мероприятия – серьезно!
Флаера и Билеты – защита от подделок
ФЛАЕР. Тоже живые организмы – только двухсторонние. Одна сторона должна быть активной, вторая информативной. Или иначе, но вы должны для себя понять, как он будет работать. Живет не больше 3 секунд, если дается в руки. Если лежит где-нибудь на виду – должен проситься в руки и быть легко читаемым. В идеале должен быть настолько гармоничен, чтобы занять место на стене у коллекционера.
БИЛЕТ. Это кусок концерта, который остается с посетителем навсегда, если конечно, не похож на кусок бигмака. На билете зачастую артисты оставляют автографы, поэтому постарайтесь сделать его классным.
И он будет греть душу благодарному зрителю, и кто знает, быть может, он (зритель) станет коллекционером ваших билетов?.. Однако ваши билеты могут греть душу не только благодарному зрителю. Они могут согреть душу также и злоумышленнику. Если ваш билетик это кусочек бумажки с картинкой и стоит при этом целое состояние, то почему бы мне (так думает злоумышленник) его не подделать.
Талантливый аферист напечатает их больше, чем вы сами, и в один прекрасный день предложит вам купить билетик на эту, столь разрекламированную акцию. Билеты должны быть такими, чтобы подделывать их и не возникало желания. Идеальный билет – полноцвет на картоне с голографической наклейкой, теснением (выпуклым узором) и с перфорацией на линии контроля. Так же не плохи бывают краски, светящиеся в ультрафиолете и не видимые при дневном свете, но основной защитой они не подойдут – только дополнением, чтобы избежать казуса, когда вдруг на входе окажется, что у половины посетителей билет паленый.
Понятно, что так изготовить билет получится только при значительном бюджете, но я рекомендую не скупиться на средства, иначе вас обманут. Проявите фантазию, пообщайтесь с типографиями и фирмами, производящими рекламную продукцию. Уверен, вы что-нибудь придумаете для защиты от кустарных подделок.
Работа с типографией
Вы ужаснетесь от первой цифры, названной вам в типографии. И это понятно: ведь вам посчитают тираж афиш на мелованной глянцевой толстенной бумаге. Я рекомендую этикеточную бумагу – она тоненькая, на ней отлично лежит краска и она довольно устойчива к солнцу и дождю. Не забудьте проконтролировать количество цветов.
Если у вас афиша двухцветная – к примеру, белая и синяя, то это одноцветная печать (бумага ведь белая), что соответственно дешевле. О сроках договаривайтесь строго. Если из-за типографии вы отступите от плана рекламной кампании – придется объясняться с вашими партнерами.
Так же неплохо договориться о доставке тиража, конечно если вы не Геракл, способный унести килограмм 200 макулатуры.
Итак, вы обсудили цену, тираж, сроки и доставку. Идем сдавать макет в печать. Тут опять сидит дизайнер, причем не простой. Особый вид. Если вы видите, что он к вам не расположен (а такое почти не встречается), вам лучше с ним подраться сразу. Дальше дело пойдет проще.
Первым делом он заявит, что тот, кто вам делал макет афиши для вашего open air party – дилетант, которому надо оторвать руки. Но в итоге афиша будет принята в печать.
Возможно, с вас попросят денег за доводку макета, за предпечатную подготовку. Обезопаситься от этого злостного вымогательства можно следующим образом. Заканчивая работу с первым дизайнером (с тем, кому нужно оторвать руки), вам нужно прозвонить в типографию и узнать технические параметры вашего макета. При их соблюдении (формат файла, цветовая схема и проч.) вам, возможно, не придется драться в типографии и еще платить за это.
Печатаем билеты и флаера
Подружившись с менеджером в типографии (зачастую это девушки, с которыми дружить легко и приятно), скажите, что подыскиваете место, где бы напечатать еще кое-что на двухстороннем полноцвете неопределенного размера. Поинтересуйтесь, возможно ли конкретно в этой типографии напечататься на обрезках, тут же упомяните, что вам совершенно не обязательно получать отчетные документы по этому тиражу, и вы готовы расплатиться налом и сохранить эту тайну навеки. Вполне возможно, вам повезет, и вы получите следующую информацию: "Да, завтра у нас печатается тираж, и вы можете разместиться. Размер афиши 7 на 18 вам подойдет?" Это отличный размер для флаера или билета. Соглашайтесь. Цена должна быть низкой.
Расклейка Афиш
КЛЕИМ АФИШИ. Составьте подробный план, когда где клеить и доклеивать. Вам нужны пешеходные зоны, места тусовок, места, обозреваемые из транспорта. Есть особый тип расклейщиков. Боевые машины. Вам непременно нужно их найти. Откуда они берутся, я не знаю, но то что они есть это факт! Это те люди, которые получают реальное удовольствие от того, что расклеивают афиши с информацией о любимом open air фесте. Одни из них воспринимают это как игру, другие как войну, но они клеят напролом. Если вы уже знаете таких людей – вам повезло, если нет – ищите и не теряйте, это ваши верные друзья.
Со всеми другими вам придется работать кропотливо и ни на минуту не прекращать контроля, вплоть до того чтобы идти по их следам и считать наклеенные афиши. Постарайтесь воодушевить расклейщика тем, что он помимо банального заработка принимает участие в великом деле, в котором вы полководец, а он армия. Пусть думает, что он революционер, вестник вселенского разума, провокатор-саботажник, кто угодно, но он должен быть настроен всерьез и по-боевому.
Где искать расклейщиков? Лучше дайте объявление в газету. Иначе цены бдут диктовать вам. Нормальная цена – та которая ниже процентов на 40 средней, называемой в рекламных агентствах. Расчет цены идет за наклеенную афишу. Остерегайтесь наркоманов-расклейщиков, детей, и творческой интеллигенции – эти люди плохо клеят афиши. Никогда не платите вперед. Опытному расклейщику это в вас выдаст профана, соответственно он может сделать поблажки для себя, а злоумышленник вас кинет. Если вас будут разводить на клей – не ведитесь. Расклейщики знают, что лучший клей – мучной клейстер. Цена – копейки, клеит – ну его на...
Возможно, и в вашем городе расклеивать на афишные тумбы без разрешений запрещено (это определяется следующим образом: наклеенная на тумбу афиша исчезает загадочным образом через час). Это значит, в городе работает некое тумбовое хозяйство. Найти его и зарядить по-полной! Клейте афиши на остановках, в трамваях, троллейбусах, в школах и институтах. Ищите коны – это вам воздастся сторицей.
Клеить афиши можно на клей ПВА, либо на обойный клей – он кстати дешевле в работе, иногда даже удобнее!
Продажа билетов
По российским законам продажа билетов на open air концерты облагается налогом, поэтому перед налоговой вам нужно будет как-то отчитаться. Однако часто можно договориться с площадкой о том, что вы работаете по их билетам, соответственно налоги становятся их проблемой. А вам достается несколько пачек билетиков наподобие тех, что раньше продавали в кассах цирка, которые официально называются билетами строгой отчетности. И если специальных телодвижений в сторону налоговой при изготовлении ваших билетов вы не делали, вам придется прикреплять эти билетики к своим.
Это нормальная практика. Вы будете спокойны, что, по крайней мере, во время подготовки концерта к вам вопросов со стороны государства не возникнет. Если open air площадка не дает свои билеты – их нужно купить у государства. Есть такие магазинчики, где продают всякие государственные бланки, бухгалтерские книжки и проч. Там же и продают эти билеты строгой отчетности. Но не просто так. Их продают на какие-либо учредительные реквизиты. Помните о домашнем задании? Это вам второе домашнее задание. Разобраться, как сработать по отчетности. Возможно, в вашем регионе дела обстоят иначе.
Итак, после бессонной ночи, в течение которой вы успели превратиться в станок по изготовлению и фасовке билетов (прикрепить строгую отчетность, пропечатать цену, чтоб вас не нагрели в кассах, расфасовать в пачки к примеру по 50) отправляйтесь в городские кассы, там вас ждут милейшие женщины. Вот где находит отдушину высший свет стареющего советского шоу-бизнеса. Это чудесные люди. Они дадут вам тысячи полезных советов, начиная с того, чей концерт вам делать следующим, заканчивая советом по поливу фиалок. В кассах время течет неспешно, поэтому будьте готовы посплетничать о Киркорове и Кате Лель. Не ссорьтесь с кассирами – это ваши друзья, но будьте начеку! Нормальный заработок кассы – 10 процентов с билета. Не более. Попробуйте договориться о продаже билетов музыкальными магазинами, студенческими профсоюзами, уличными торговцами музыкой, билетными распространителями. Везде давайте свои афиши. Неплохо сопроводить афишу бумажкой с текстом "БИЛЕТЫ ЗДЕСЬ". Для особо понятливых. Везде оставляйте свой телефон и берите телефоны кассы. Позванивайте, при нормальном ходе рекламной кампании вам придется по паре раз подвозить билеты. Сразу много не оставляйте. Оставьте одну пачку.
И готовьтесь. В последние 2 дня перед концертом будет пик – зарядите кассы в 2-3 раза большим количеством и будьте готовы выезжать по первому требованию билетов. Ведите тетрадь учета. Каждое перемещение билетов и денег фиксируйте. "Получила 100 билетов, отдала 100 рублей", подпись кассира. Вам придется расписываться в подобных тетрадях в кассе – это понятно.
Общаемся со СМИ
Все СМИ торгуют информацией, нагляднее всех – печатные. У вас есть отличный информационный повод. С этим нужно выходить на все газеты и журналы, хоть сколько касающиеся вашей аудитории. Вы соберете в зале 1/5 часть их читателей, один билет стоит как их годичная подписка. Если это им не интересно – они не профессионалы. Если вы обещали спонсору упомянуть его в печатных анонсах – самое время поговорить о том, сколько это стоит. Не ведитесь на заявления о том, что "в случае упоминания спонсора – это рекламный материал и стоить это будет по ценам рекламы".
Вы продаете им информацию, а не они вам рекламу, а за упоминание вы готовы заплатить, но естественно меньше, чем вам предложат.
Не забудьте созвониться со всеми радиостанциями, у кого есть местные эфиры (столы заказов, развлекательные программы). Предложите им разыгрывать в эфире билеты, на ваш open air сейшн, и вы получите бесплатную рекламу во всех местных эфирах. И это будет отличный повод договориться об интервью в прямом эфире с гостями в день концерта (не забыть сказать в эфире, где, когда и во сколько он состоится). Это частные вопросы, и чтобы не гоняться за всеми газетчиками, журналистами, репортерами, рекомендую повернуть ситуацию в свою пользу. Итак, по такому большому поводу закатим пирушку! (забыл сказать, это тоже нужно внести в расчет бюджета вашего мероприятия).
Пресс-конференция
Журналисты – народ падкий не только на информацию, но и на халяву. Вам нужно подготовить пресс-релиз, который будет содержать в себе помимо краткой и соблазнительной информации о вашей акции, подробности которой можно будет узнать на пресс-конференции, еще и скромное упоминание о фуршете с датой, временем и местом. Это гарантирует вам полный аншлаг акул пера и микрофона.
Пресс-конференцию лучше проводить за десять дней до акции, чтобы о ней успели написать. Если нет возможности привезти на пресс-конференцию артистов, которые, несомненно, будут главными действующими лицами, а перспектива устроить телемост вам кажется невыполнимой – готовьте пресс-конференцию на день концерта.
О вашем опенэйр фестивале напишут после, и это будет хорошим заделом на будущее. Все публикации рекомендую сохранять для портфолио, которое вам пригодиться при работе над следующим концертом. Итак, выбирайте помещение. Например, бартером с каким-нибудь кафе.
Так же бартером за статус тех.спонсора договоритесь о кормежке. Перекармливать журналистов не надо, да и они довольно скромны. По паре бутербродов, одно пирожное, чашка чая или кружка пива – вот расчет на одного. Журналисты народ стайный, поэтому, если вы ждете десятерых, то на пресс-конференцию с фуршетом придут 15 минимум. Считайте. Расположите артиста так, чтоб на заднем фоне были видны логотипы спонсора. Таким образом, о своем партнере вы заявите на всех фото материалах.
Так же вполне уместно раздать пригласительные на open air (по парочке на издание) и промо материалы, чтобы для сочинения статьи авторам не приходилось включать свою буйную фантазию. Распечатайте все на бумаге, оформляйте красиво, приложите диск с фотками и музыкой, и положительный результат гарантирован. Так же можно провести пресс-конференцию в одном из музыкальных магазинов, сеть которых распространяет ваши билеты, а следом за ней автограф-сессию (это когда происходит анонсированная раздача автографов).
Выбираем Звук и Свет
Если выбранная вами open air площадка заявляет о том, что у них есть звук и ни с кем больше вам договариваться не надо, это хорошо. Но отнеситесь к этому критически. Если это дом пионеров, где проходят утренники, то это наверняка не тот звук, который вас устроит. Даже если звукорежиссер (в таких местах обычно опустившийся алкоголик) вас убеждает, что на этом звуке в свое время у них работала гр. Машина Времени, не верьте. Особенно хитрые звуковики будут подменять понятия, например "ну и что, что у нашего звука малая мощность, зато звуковое давление ОГО-ГО". Это чушь. Вам достанется комплект допотопной полусгоревшей техники, да еще и будет предложено в ультимативной форме платить за него.
Рекомендую действовать так. На этапе переговоров с open air площадкой узнайте, какие артисты работали здесь в последнее время. Найдите тех, кто был на этих концертах и чьему мнению можно доверять. Лучшая комбинация – живой рок-концерт с хорошим звуком. Найдите, чей звук это был. Обычно в городах есть несколько контор, занимающихся звуком/светом. Цены у них примерно одинаковые, но вот качество работы может отличаться значительно. Используйте все каналы, чтобы получить достоверную картину по аренде звука.
Если вы не сильны в вопросах звука и света – свяжитесь с приглашенными артистами, вам могут дать более развернутую информацию, чем в техническом райдере. Вот набор информации, достаточный для звуковиков, чтобы понять, что вам нужно: название площадки (обычно они знают акустику всех площадок города), технический райдер группы + развернутая информация от группы по звуку, свету и ваш комментарий, что: "Все должно быть круто!". Последний пункт должен открыть глаза звукоинженеров, что перед ними не очередной скряга, а человек готовый делать настоящее шоу. С такими людьми они готовы работать от души. Это может быть дорого, но, ни в коем случае не экономьте на этом, естественно, не позволяя себя обмануть. Следуйте здравому смыслу. Запишите на бумаге набор света/звука, предлагаемый вам, проконсультируйтесь с другими.
С этими ребятами по бартеру не сработаешь. Обычно они не нуждаются в рекламе, а если и нуждаются, то точно не в той, которую вы готовы им предложить. Поэтому готовьте деньги, заключайте договор. Возможно, сработать по предоплате. Часть до концерта, остаток после.
Узнайте, сколько времени им потребуется на установку звука, обсудите это с площадкой. Обозначьте время саундчека (мероприятия, на котором приглашенные артисты пробуют и отстраивают под себя звук) – к этому моменту звук должен быть установлен и первично настроен.
Договариваемся с охраной
Какую охрану выбрать для обеспечения комфортного и безопасного open air фестиваля? Зачем она собственно? Во-первых, без договора с охраной вам open air площадка откажет в аренде. Во-вторых, люди есть люди, а толпа есть толпа. Случиться может что угодно, поэтому охрана нужна.
Охрана бывает разная: милиция, ведомственная охрана, вневедомственная охрана, частные охранные предприятия, свои парни, чужие парни. Первые три организации я бы вам не рекомендовал: понтов много – толку мало. Наименее вменяема полиция. Если на площадке будут работать 30 полицейских, то 27 из них будут смотреть концерт. При этом 10 будут нетрезвыми, а 5 придут за автографами и сфотографироваться. Гораздо четче и корректней работают частные охранные предприятия. Они и дороже, но проблем с ними меньше. Свои парни – это хорошо, но у каждого своего парня есть еще с десяток своих, и поэтому на дверях и в зале будет неразбериха. Чужие парни (байкеры, ОПГ, борцы, боксеры) быстро становятся своими пацанами или же наоборот, вступают в конфликты со своими.
Скорее всего, выбранная вами площадка заявит о своих предпочтениях по охране, которые складываются из положительного опыта предыдущих open air фестивалей.
Это может быть полезно. Имейте в виду, что может произойти и следующая ситуация: вы договорились с ЧОП, а на вас выходит районная милиция и навязывает свои услуги, мотивируя терроризмом, "прошедшей информацией о готовящихся беспорядках", парниковым эффектом и глобальным потеплением. Будьте готовы отмазываться от них. С охраной так же не сработать за рекламу. Готовьте деньги. Не забудьте разделить сумму на 2 части. Часть до, часть после.
Работа с охраной
ОХРАНА. Приезжает обычно за час до начала. Первым делом они собакой обнюхивают зал на наличие взрывчатки и остатков хот-догов. После этого начальник начинает инструктаж. Накануне не премините поговорить с начальником о нескольких моментах, если это, слава Богу, не полиция. Первое. Если кого-то поймают с планом, пусть не сдают полицейским (по правилам недалеко от входа будет дежурить патрульная машина). Обычно к такой просьбе относятся нормально. В зависимости от отношения к этому вопросу самого начальника, вам могут быть предложены следующие варианты разрешения ситуации: применение силы и на улицу; на улицу без применения силы; полное игнорирование ситуации.Выбирайте третье. Потому, что на вашем опенэйр мероприятии оперативники будут в любом случае, и если все достанут папиросы – вопросы будут к вам и к вашей музыке.Второе. Люди на входе работают так: Первая линия – ваш человек (контроль билета) + 1 или 2 охранника (выпроваживать фальшивобилетчиков), вторая линия – охрана с металлоискателем. Третий вопрос. Охрана кулис. Полная блокировка возможности пробраться на сцену и за кулисы. Вам будет проще работать. Четвертое. Обсудить увоз артиста с open air площадки, точнее обеспечение охраны.
Встреча артистов
ДЕНЬ OPEN AIR ФЕСТИВАЛЯ. Вечером этого дня готовьтесь к сюрпризам, которые преподнесет ваша психика. Это может быть как мгновенное избавление от бессонницы, если вы ей страдали, так и внезапное ее появление, если вы о ней и слыхом не слыхивали. Денек будет что надо!
ВСТРЕЧАЕМ ГОСТЕЙ. Будьте готовы к тому, что к вам никто не приедет. Такое бывает. Человек садится в самолет или поезд, а из него не выходит.. Вопрос – где он?! Возможно, он сильно пьян. Дорога – дело такое. Тогда его нужно вынимать из вагона и отрезвлять в срочном порядке. Ведь у артиста сегодня большой день!
Пресс-конференция, автограф-сессия, интервью, завтрак-обед-ужин, да и концерт, в общем, кое-кому дать не мешало бы. Но будем надеяться, ваши гости трезвы и готовы работать. Ок, везем их в гостиницу. Обычно гостям требуется около часа, чтоб привести себя в порядок. Рекомендую выполнять райдер, даже если с группой не едет тур-директор, который готов за отступление от условий привоза прогрызть вам дырку в темечке. Все равно, чем лучше с артистами, тем лучше отдача. Вы же хотите хороший open air фест?!
Кормежка, привоз на пресс-конференцию, площадку – это уже можно поручить своим помощникам. Но проинструктируйте их, что артисты это такой народ, который очень быстро напивается. Поэтому с алкоголем и прочей травой нужно быть осторожнее. Тем временем у вас море забот.
Вот маленький список:
· слишком много денег в кассах и очень мало билетов;
· вдруг выясняется, что кто-то чего-то недопонял, и на пресс-конференцию не хотят вам готовить фуршет;
· запланированное интервью смещается на час вперед, и непонятно, хватит ли группе времени на саундчек;
· звонит начальник вашей охраны и что-то рассказывает о том, что собака – миноискатель заболела и отказывается идти на концерт;
· человек, обещавший вам диджейские вертушки (их почти никогда не бывает у звукооператоров) уже час как не берет трубку...
Зато телефон не умолкает от звонков ваших знакомых, которых вы уже год как не видели... и тут вот они, и очень хотят попасть на концерт. Со своей девушкой непременно. "Как!? Ты не знаком с Люсей?! На концерте познакомлю!" В общем, всем этим нестройным оркестром вам нужно дирижировать, а тут еще звонит ваш помощник и говорит, что оказывается все участники группы – вегетарианцы и кушать пельмени отказываются наотрез. В общем, голова превращается в насос.
Как работать на open air площадке?
Итак, open air площадка в вашем распоряжении к примеру с 16-00. К этому моменту как раз привозят звук и начинают его устанавливать. Там обычно слаженная команда и до саундчека ваше участие будет только во вред. Здесь важно не упустить один тонкий момент. В зависимости от хитрости администрации площадки вам будет или не будет предложено принять зал. Подписать бумажку, о том, что вы приняли зал в целости и сохранности. Причем в этот момент перед вами обстоятельства или администрация может разыграть спектакль с целью отвлечь ваше внимание от непосредственного осмотра отныне ваших владений. А сделать это жизненно необходимо, иначе вам придется потратиться на благоустройство площадки после опенэйр фестиваля или концерта.
Тактика ваших действий должна быть следующая: взяв с собой представителя опенэйр площадки начать осмотр. На лице написать полное недоверие и желание разоблачить хитрецов. Сначала общий осмотр и анализ ситуации здравым смыслом, слегка замутненным паранойей. Видите ряды кресел, расставленные перед сценой в виде некоего ограждения? Никакое это не ограждение – это поломанные кресла, отремонтированные местным столяром для их дружного ухода в небытие. Тут же уберите их и замените более походящим ограждением.
Если такового нет, если оно вообще нужно – обратитесь к вашей охране. Краны и зеркала в туалете, унитазы, двери, все что шатается, криво и поломано, все что даже и не может быть поломано, нужно осмотреть. И зафиксировать в акте. С вас спрашивать будут так же. В итоге осмотра, представитель open air площадки, видя вашу настырность, может превратиться в вашего соратника. Учитывайте его подсказки, но не полагайтесь полностью. Он плут!
VIP ЗОНА. Ожидаете много важных гостей? Организуйте охраняемую vip-зону. Это потешит самолюбие ваших гостей, повысив их статус на этом мероприятии. Хорош отдельный vip-вход, но это также может превратиться в проблему. Решайте сами.
SHOWTIME. Итак, дамы и господа, шоу начинается! В активе своей команды рекомендую иметь ответственного и непьющего человека, который на время концерта становится менеджером сцены.
Это тот человек, который обеспечивает нормальный ход open air фестиваля. У него в голове сценарий (так же сценарий с точностью до минут висит в гримерках и за кулисами), за неукоснительным исполнением которого он ревностно следит. Также он контролирует миграции микрофонов и запасы минералки на сцене.
Если артисту вдруг необходимо совершить звонок в Стамбул – он обращается по этому вопросу к менеджеру сцены. Думаю, не нужно говорить о том, что пропускать в гримерку во время концерта своего кума с женой не следует. Потом, все потом. Сейчас фестиваль!