Найти в Дзене
История и культура Евразии

Казахский Саржан-султан - чингизид, не понимавший что стратегия это самое главное

Оглавление

Саржан Касымулы мало известен в российской историографии. Больше известен его младший брат Кенесары-хан.

Кенесары́ хан (каз. Кенесары Қасымұлы; 1802, вблизи горы Бурабай, Акмолинская область — 1847, холм Кеклик-Сенгир у реки Карасу, Кыргызстан — казахский султан, чингизид, внук Абылай-хана. С 1841 года — последний хан всех трёх казахских жузов.
Кенесары́ хан (каз. Кенесары Қасымұлы; 1802, вблизи горы Бурабай, Акмолинская область — 1847, холм Кеклик-Сенгир у реки Карасу, Кыргызстан — казахский султан, чингизид, внук Абылай-хана. С 1841 года — последний хан всех трёх казахских жузов.
Саржан-султан был внуком Абылай-хана Год рождения неизвестен, погиб в 1836 году.

Он был управляющим Карпыкской волости Каракаралинского уезда. Вместе с наследником престола Губайдуллой Уалиулы и своим отцом Касымом - выразили несогласие отмене ханской власти в Среднем жузе (1822 год) и потребовали от российских властей ликвидации округов и восстановления ханской власти.

Ответом был резкий отказ: «просьбу султана Касыма Аблайханова, как не состоящего в управлении округа, не заслуживающего никакого уважения и потому полагает оставить оную без всякого движения». Источник: https://e-history.kz/ru/publications/view/4062 © e-history.kz

Саржан-султан ушел в степь и начал собирать всех недовольных действиями российской администрации.

22 сентября 1825 года из Каркаралинска выступил отряд под командованием сотника Карбышева. Произошло несколько столкновений, во время которых погибло несколько десятков казахов и несколько казаков. Но экспедиция Карбышева закончилась ничем.

Весь 1826 год также происходили мелкие стычки, которые из-за слабой организации, а самое главное нежелания простых казахов участвовать в попытках Саржана вернуть ханский престол закончились только потерями со стороны казахов.

К тому же вступив в сговор с ташкентским кушбеги (правителем) Саржан начал по его наущению нападать и на мирные казахские аулы.

1 марта 1832 года Саржан напал на аулы бывшей своей волости Каркаралинского округа и отобрал 1600 лошадей, которые скорее всего ушли на рынки Ташкента.

Такое отношение к мирным казахам лишило его последней поддержки простого народа. А после того как казачий отряд есаула Симанова отбил половину награбленного Саржан стал уже врагом простонародья.

Это вынудило Саржан-султана перейти к диверсионной тактике и его набеги уже стали просто разбойничьими.

Последней его крупной попыткой поднять на борьбу с российской администрацией казахов Среднего жуза был 1834 год.

-2
В мае 1834 года хаким Ташкента Лашкар-кушбеги с отрядом  из 6 тысяч человек в сопровождении султана Саржана вторгся в пределы Улытауских гор, откуда разослал воззвания султанам, биям и старшинам Кокчетавского внешнего округа подняться на борьбу против России. Против него выслали отряд под командованием начальника корпусного  штаба генерал-майора Броневского в составе 850 казаков. Источник: https://e-history.kz/ru/publications/view/4062 © e-history.kz

Ташкентцы отступили, и в конец разочарованный Саржан-султан решил поднять на борьбу казахов Старшего жуза, которые формально подчинялись Кокандскому ханству.

-3

Это стало фатальной ошибкой! Кокандцы и до этого подозрительно смотрели на совместные действия Саржана с практически независимым от Коканда кушбеги Ташкента. А тут еще казахи Старшего жуза могли объединиться под властью чистокровного чингизида.

Поэтому кокандский хан вынудил кушбеги разобраться с Саржаном. Тот и сам уже опасался того, что русские могут предьявить ему счет за самовольный газзават (священная война) против христиан. Поэтому в соответствии со всеми канонами восточного коварства кушбеги пригласил Саржана, его братьев Ержана и Есенгельды вместе с их батырами в Ташкент. Там они были вероломно убиты в 1836 году.

Так бесславно закончилась жизнь чингизида Саржан-султана. У него был шанс если не восстановить ханскую власть в Среднем жузе, то хотя бы вернуть присырдарьинские города из под власти Коканда. Но он вместо этого бросил все силы на бесполезную борьбу с Российской империей. А если бы он захватил Чимкент и Туркестан - ставки его предков и сел бы там на караванных путях, то мог бы стать объединяющей силой для казахов. И как знать, как повернулась бы история?

Мои статьи по теме:

1. Об "Уставе сибирских казахов"

2. О Западно-Сибирском генерал-губернаторстве

3. Казахский Губайдолла-хан - человек, который мог поссорить две империи