Найти тему
ПроРок

На этой гитаре умеют играть все без исключения

Брайан Мэй играет на air guitar. Фото из Яндекс Коллекции.
Брайан Мэй играет на air guitar. Фото из Яндекс Коллекции.

Недавно с удивлением узнал, что далеко не все рок-фаны слышали выражение “Air Guitar”. Подумал, а вдруг вы тоже не знаете? Большинству, я уверен, это понятие знакомо, но если все-таки лично вам, уважаемый читатель, оно неизвестно, то этот материал для вас.

На самом деле все просто как три копейки. Даже если вы никогда не слыхали ни о какой Air Guitar, вы наверняка не раз держали ее в руках. Да-да, я не ошибся. Можем попробовать прямо сейчас. Итак, левую руку на гриф (если вы не Пол МакКартни), сложили пальцы в незатейливый аккорд (можно и баррэ изобразить!), а правой с размаху, мельницей, как Пит Таунзенд по струнам: БАМММ! И сразу продолжаем: пам-пам-парам!

Хотите, угадаю, что сейчас звучит у вас в голове? Одно из двух: либо “Stairway To Heaven” Led Zeppelin, либо “Smoke On The Water” Ричи Блэкмора. Ну помните же наверняка, там еще в конце такое там-та-ри-ру-рам! Это две вещи, запрещенные во всех магазинах, торгующих гитарами. Условно запрещенные, конечно.

Вот это и есть Air Guitar. У нас этот термин зачастую переводят буквально: “Воздушная гитара”, но мне это кажется неточным. Я предпочитаю “Воображаемая гитара”. Но вот что интересно: в мире проходят вполне реальные чемпионаты по воображаемой гитаре. Народ изо всех сил демонстрирует свое мастерство махать руками, а серьезные гитаристы их оценивают. Среди победителей прошлых лет есть даже один наш человек из России.

А еще выходят сборники песен, которые так и называются: “Air Guitar Anthems”, то есть хиты воображаемой гитары. Один из них выпустил Брайан Мэй, легендарный гитарист Queen. “У любого рок-фана есть любимый рифф, и каждый из нас хоть раз в жизни, но играл на воображаемой гитаре”, – говорит Брайан. Собрать песни было нетрудно, а вот с разрешением на их использование пришлось повозиться. У любой вещи есть правообладатель, и Брайан лично договаривался с каждым из них. Например, Led Zeppelin никогда не разрешают использовать свои песни в сборниках, и только Джимми Пэйдж мог позволить включить в него “Whole Lotta Love”. История умалчивает, чем Брайан задабривал Джимми, но успеха он достиг.

С некоторыми другими песнями, например, “Start Me Up” группы The Rolling Stones или “Pour Some Sugar On Me” Def Leppard были те же проблемы. Брайан говорит: “Я хотел, чтобы эта коллекция соответствовала вкусам всех поколений, я хотел познакомить молодых людей с серьезным гитарным роком. Но звукозаписывающие компании трясутся над каждой песней, и мне пришлось звонить Джо Эллиотту, Слэшу, Джимми Пэйджу и другим, и спрашивать у них разрешения включить их песни в сборник. Никто не возражал, и тогда я говорил им: “ОК, а теперь договорись со своим лэйблом”.

А вот с чем проблем не было, так это с песнями Queen, их в сборнике две: “Bohemian Rhapsody” и “We Will Rock You”, первый и заключительный треки. Брайан так объяснил свой выбор Рапсодии: “Эта песня – порождение сумасшедшего воображения Фредди, но она была очень грамотно распланирована. По счастливой случайности, мы оказались способны ее исполнить. Она восхитительна, и Фредди придал ей такую законченную форму. Я до сих пор люблю эту песню, она не устареет никогда”.

Он всегда с большой теплотой отзывается о Меркьюри: “Я часто думаю о Фредди. Он очень много значил для нас всех. И несмотря на то, что сейчас у нас Адам Ламберт, Фредди все равно незримо присутствует на каждом концерте. Адам замечательный исполнитель, но ведь большинство песен написал Фредди, поэтому он в любом случае с нами, он как бы часть всех наших выступлений”.

Многовато цитат получилось. Надеюсь, ни у кого не возникло подозрения, будто Брайан Мэй заказал мне рекламу этого альбома? Хотелось бы, но увы.

Дополнение: 1 марта в Австралии установили новый мировой рекорд по воображаемой гитаре, он даже внесен в Книгу рекордов Гиннесса. На фестивале в городе Перт собрались 3722 участника и "исполнили" классическую вещь AC/DC "Highway To Hell".

Ну а что, все пожары потушили, надо же как-то отметить.

Подписывайтесь, комментируйте, делитесь материалом в своих соцсетях. И большой палец вверх, пожалуйста. Приглашаем в наш рок-блог и в группу ProRock’а ВКонтакте. И читайте мой новый канал “Байки переводчика”.