Найти тему
1 день - 1 экспонат

Божественное оружие: о чем расскажет скифский кинжал

Увидеть, как выглядели воины, жившие в Поволжье две с половиной тысячи лет назад можно в Национальном музее Татарстана. Портрет составили ученые после изучения захоронений древних людей. Среди находок археологи обнаружили бронзовый кинжал. Он то и привлек внимание автора проекта «1 день – 1 экспонат» Антона Райхштата.​

В музей люди приходят за древностями... И археологи, работавшие на территории Татарстана, собрали потрясающие материалы. Особый трепет вызывает орудие, например, некоторые клинки, предстают перед нами практически в первозданном виде. Представьте только, этому кинжалу около 2,5 тысяч лет. И для древнего человека это было не просто холодное оружие...

Бронзовый кинжал археологи нашли в погребении воина в 1880 году около Елабуги. Человек принадлежал к финно-угорскому этносу, жившему в Поволжье с девятого по шестой века до нашей эры, так называемой ананьинской археологической культуре, получившей название по первому открытому могильнику у села Ананьино. Население занималось преимущественно скотоводством, а также земледелием, охотой и рыболовством. Большое развитие получили традиционные для этого времени ремесла: ткачество, обработка кожи, гончарное дело, а также чёрная и цветная металлургия, бронзолитейное и кузнечное дело. Однако этот кинжал, судя по всему, не местного производства. Все говорит о скифской принадлежности оружия.

– Кинжал либо покупной, либо трофейный. Такие кинжалы делались за горами, в районе Алтая или на Кавказе. Вся эта территория в то время – место существования скифов, – рассказывает заведующий отделом научной реконструкции Национального музея РТ Владислав Хабаров. – Так что наш человек, который был финно-угорских корней, дальним предком современных марийцев, такой кинжал, каким-то образом приобрел.

Оружие украшено волнистыми узорами. Какие смыслы вкладывал древний мастер в эти символы, ученым остаётся лишь догадываться, но можно попытаться интерпретировать их.

– Скажу сразу, здесь мы встаем на довольно шаткий путь. Узоры на рукоятке кинжала напоминают что-то водяное. Дело в том, что река у представителей ананьинской культуры олицетворяла жизненный путь человека от рождения к смерти, либо соединение верхнего мира, мира божественного и нижнего мира, мира мертвых.Они и хоронили своих мертвых довольно характерно: в могиле, которая напоминает форму лодки и немного под углом к течению реки, чтобы он как бы уплыл по этой реке в долину смерти. Поэтому и такая символика, которая олицетворяет направление к смерти, все таки это оружие, – объясняет музейный работник.

Оружие в древнем мире – всегда нечто большее, чем просто средство защиты или нападения. Ананьинцы же вообще едва ли не обожествляли свои клинки. Достаточно посмотреть на их могильные стеллы, которым около 2,5 тысяч лет. На погребальных плитах мы видим не имена умерших или их портреты, а изображения кинжалов и топоров!

Вместе с кинжалом в погребении нашли и другое оружие: бронзовые топоры, наконечники стрел и копей, последние сделаны из железа, которое в то время было очень редким и дорогим материалом. Так что перед нами, вероятно, военачальник или даже вождь одного из племён. Одежда и обувь усопшего из кожи и ткани истлела, но исторические реконструкторы воссоздали её и теперь мы можем представить каким было боевое облачение воина той эпохи.

Антон Райхштат, совместно с Национальным музеем РТ.