Найти в Дзене
KUDAGO: Москва и Петербург

Как ходить в музеи?

Оглавление

Для многих людей музеи — это скучно, непонятно и утомительно. Нужно молча бродить по залам, пялиться на экспонаты, пытаясь разгадать гениальный замысел художника, терпеть боль в ногах и спине. Но если вы хотите научиться наслаждаться искусством, забудьте о том, как вы привыкли вести себя в музее и начните экспериментировать.

Мы собрали несколько идей и советов, которые помогут заново открыть этот мир. Самое главное — прислушивайтесь к себе и выбирайте то, что приносит удовольствие.

1. Разговаривайте с людьми

Обычно в музее мы молчим, даже если пришли не одни. А зря! Какие бы эмоции или вопросы ни вызывала работа, выразить их проще всего в диалоге. Поговорить можно не только с другом, но и с незнакомцем, который стоит рядом и разглядывает ту же самую картину. Может быть, он знает о ней больше, чем вы, и сможет поделиться интересными фактами и историями, а может, точно так же пытается понять, в чем её секрет — и тогда вам есть что обсудить.

Поговорить можно и со смотрителями. Только представьте: они проводят в этих залах годы и почти никто их ни о чём не спрашивает. Задайте смотрителю любой вопрос, который пришёл вам в голову, или просто попросите рассказать про самый любимый экспонат.

-2

2. Не пытайтесь осмотреть всё сразу

Одна из самых больших ошибок, которую совершают почти все, — пытаться осмотреть все залы за один раз. «Считайте, что музей — это меню, а не список дел», – советует Йохан Идема, автор книги «Как ходить в музеи». Даже если вам искренне нравится экспозиция, через несколько часов вы начнёте чувствовать то, что называют «музейной усталостью»: мозг не сможет обработать столько информации сразу, ноги начнуть ныть, сохранять концентрацию будет всё сложнее. В итоге вы выйдете из музея разбитым и вряд ли захотите вернуться в ближайшее время.

Вы можете ходить в музеи в вашем городе каждый месяц: билет обычно стоит не дороже чашки-другой кофе, к тому же, во многих музеях есть дни со свободным входом. Но даже если вы путешествуете и не уверены, что когда-нибудь вернётесь, можно узнать заранее или спросить у сотрудников музея, что считается жемчужиной его коллекции, в какие залы стоит заглянуть прежде всего.

-3

3. Задавайте себе вопросы и прислушивайтесь к ощущениям

Остановитесь у любого экспоната, который смог привлечь ваше внимание, и начните задавать себе вопросы. Что именно вас заинтересовало — размер, цвета, форма, сюжет, материал? Если что-то показалось вам безобразным, страшным, провокационным, не избегайте этого, искусство не обязательно должно вызывать только восхищение. Что вас смущает, пугает, злит? Что вызывает восторг? Поход в музей может открыть вам много нового о самом себе.

-4

4. Отправьтесь в музей с ребёнком

Иногда лучшими собеседниками оказываются маленькие дети. У них всегда есть своё мнение о том, что представляет собой работа, а ещё они не стесняются задавать простые и неожиданные вопросы. Попробуйте взять ребёнка, например, на выставку абстракционистов, и наверняка будете удивлены результатом.

-5

5. Подготовьтесь к посещению музея заранее

Попробуйте заранее погрузиться в контекст. Можно почитать про конкретный музей или экспонат или про целую эпоху.

Хотите разобраться в том, что такое искусство вообще, или изучить его историю? Прочитайте «Историю искусств» Эрнста Гомбриха — это объёмная книга, но написанная просто и интересно, Гомбрих объяснит и расскажет вам очень многое, но не потребует никаких специальных знаний — только интерес к предмету.

-6

6. Пользуйтесь тем, что предлагает музей

Увы, большинство музеев заботятся о произведениях искусства больше, чем о посетителях. Но всё-таки они могут кое-чем помочь. Если вам предлагают бесплатный аудиогид, ни за что не отказывайтесь. Возьмите раздаточные материалы, которые обычно лежат у входа — буклеты, краткие гиды, даже листовки с минимумом информации. Всё это может пригодиться во время вашего визита.

Рядом с картинами и у входа в зал обычно есть таблички с названием выставки/работы и комментариями. Да, они почти всегда написаны на нечитаемом арт-сленге с использованием терминологии и тяжёлых синтаксических конструкций. Это действительно специфический язык, способный запутать любого. Попробуйте пересказать то, что прочитали, выхватить отдельные слова, факты и идеи.

-7

7. Дайте себе время, чтобы познакомиться с работой

По статистике, посетители Лувра в среднем проводят у «Моны Лизы» 15 секунд: вряд ли этого может хватить на то, чтобы по-настоящему разглядеть картину. За это время зритель обычно успевает обратить внимание только на сюжет или его отсутствие. А вы попробуйте рассмотреть цвета и их сочетание, обратите внимание на пропорции и повторяющиеся мотивы. Слышали ли вы когда-нибудь об этом художнике? Что именно? Знаете ли вы, что за история стоит за произведением, или у вас есть какие-то собственные догадки? Может быть, вам хочется что-то изменить в этой работе? Как бы вы описали ее другу? Вы можете записать свои мысли и появившиеся вопросы и подумать над ними ещё какое-то время или поискать ответы в книгах, на лекциях или в интернете.

-8

8. Ходите на события, которые устраивает музей

Принимайте участие в событиях, которые устраивает музей. Например, в Эрмитаже есть лекции, встречи и круглые столы, а в Третьяковской галерее ещё концерты и спектакли.

-9

9. Не игнорируйте музейный магазин и кафе

В магазин можно зайти и до посещения выставки, и после. Именно здесь вы найдёте книги об искусстве и каталоги. Рассмотрите их прямо в магазине или купите и читайте в залах музея — разве это не самое подходящее место? А после унесите с собой открытку с одной из картин — она будет напоминать об опыте ещё долгое время, а вы снова и снова будете раздумывать над тем, что видели и составите наиболее полное впечатление.

Выпить кофе в музейном кафе — тоже хорошая идея. Это лучшее место, где можно поделиться впечатлениями друг с другом или поразмышлять об увиденном в одиночестве.

-10