Петербургские рыбаки, чиновники и торговые сети ищут короткий путь для символа города к потребителю. Среди самых обсуждаемых способов обойти спекулянтов — сделать традиционный фестиваль корюшки сроком на один месяц или развернуть уличную торговлю в местах выгрузки рыбы. Если в кротчайшие сроки не появится общего решение, то город рискует вновь остаться без легальной торговли сезонной рыбой.
В Мариинском дворце состоялось заседание рабочей группы по развитию розничной торговли корюшкой на территории Петербурга и Ленобласти.
По словам участников встречи, в период весенней путины до 75% улова у рыболовецких хозяйств по дешевке закупают оптовики, устанавливают заоблачную цену на товар и перепродают или реализуют его с лотка, часто без заключения договора аренды земельного участка с городом. Остальные 25% рыбы с характерным запахом огурца приходятся на федеральные торговые сети.
Взаимодействие с конечным потребителем через посредников крайне не выгодно рыбакам, а наценка в 300-500 рублей при себестоимости скоропортящегося продукта менее 100 рублей за кг отпугивает львиную долю потенциальных покупателей. Продать втридорога всю корюшку пока она свежая не удается, поэтому рыболовам приходится радикально сокращать объемы поставок — в 2-3 раза. "В недалеком прошлом вылавливали 120-200 тонн корюшки, сейчас примерно 60 тонн. Причина не в сокращении популяции рыбы, а отсутствии каналов сбыта. Как следствие, приходится урезать штат, выставлять меньше орудий лова", — рассказывает Вадим Беньковский, гендиректор ООО "Экватор".
Одни не могут, другие не хотят
Объемы вылова корюшки в водоемах Петербурга и Ленинградской области суммарно составляют 1211 тонн в год. В среднем, на одного жителя выходит около 200 грамм. Сезон путины, или по-другому массовой миграции рыбы, по обыкновению длится полтора месяца — с середины апреля до конца мая.
Наладить прямой сбыт серебряной рыбки предприятиям не позволяет земельное законодательство. По нему рыболовецким хозяйствам наравне с другими коммерсантами приходится участвовать в электронных аукционах за право арендовать земельный участок у города под НТО (нестационарный торговый объект — ред.). Преимущественно, рыбаки остаются не у дел.
В ходе обсуждения Ирина Иванова, депутат Законодательного собрания и руководитель рабочей группы, выдвинула идею — заключить трехсторонее соглашение с комитетом имущественных отношений, крупными торговыми сетями и рыбодопытчиками на сдачу в субаренду под прилавки часть парковочной зоны вблизи магазинов. "Пусть рыбаки хотя бы проведут сезонную ярмарку этой весной, иначе мы четвертый или пятый год подряд останемся без нормальной уличной торговли корюшкой", — возмущается парламентарий.
Как объяснил присутствующий на заседании Максим Аксенов, представитель КИО, арендовать клочок земли поставщики могут только на частных территориях, которых крайне мало в сравнении с городскими, ведь гипермаркетам по договору запрещено использовать самим или сдавать в субаренду городскую землю под нестационарную торговлю. Более того, ярмарка даже на земле, принадлежащей торговым компаниям, будет вне закона из-за специфики товара, поскольку вся продаваемая там продукция должна быть расфасована, а корюшка продается на развес.
Бизнес-сообщество в таком случае предложило продлить ежегодный праздник корюшки с одной недели до месяца. В долгосрочной перспективе, просит приспособить 29 мест выгрузки улова в Петербурге и 14 в Ленинградской области под торговлю свежей рыбой. "В Хельсинки в центре города рыбаки арендуют место и разворачивают торговлю. Здесь продать рыбу моментально невозможно, необходимо сдать анализ и пройти ветеринарные проверки, — говорит Вадим Беньковский. — В лучшем случае рыба уходит на прилавок через 6 часов после вылова. Но что мешает установить холодильники, осуществлять контроль на берегу и тут же продавать? Если корюшка будет стоить 100 рублей за кг, то люди придумают как доехать до пункта продаж".
Выплыли из сети
Вопреки расхожему мнению, не все товары стремятся попасть на полки торговых сетей.
Хотя теперь ритейлеры все чаще производят, в том числе, небольшие закупки и внедряют локальный ассортимент на отдельных точках, затраты на транспортировку продукции не окупаются у поставщиков. Спасти ситуацию мог бы единый распределительный центр, однако даже в таком виде крупные магазины не станут более привлекательными для рыбаков.
"Корюшка все-таки уличный товар и не приживется в сетях — считает Марина Васильева, заместитель директора р/х "Прогресс". — Как-то арендовали угол в "Пятерочке" за 55 тысяч рублей в месяц под торговлю 83 наименованиями рыб. Обслуживали одного клиента в день, в лучшем случае двух, поэтому через месяц ушли. На своих точках раньше умудрялись продать от 3 до 5 тонн в день".
Кроме того, удержать цену на уровне 100 рублей за кг в гипермаркетах вряд ли возможно, из-за заложенных в стоимость трат на продвижение и утилизацию невозвратных товаров.