📅 Звуковой Календарь 20/03/2020
Святослав Рихтер, знаменитый советский и российский пианист, родился в Житомире, но корни у него немецкие. Мать - Анна Павловна Москалева, русская дворянка немецкого происхождения. Отец был пианистом и органистом, преподавал фортепиано, долго жил в Вене и учился музыке у профессоров Фукса и Фишофа. Отец и Генрих Нейгауз, пианист и педагог, стали главными учителями Святослава.
В 1922 г. семья переехала в Одессу, где Рихтер жил до двадцати двух лет. Там ребенком начал учиться музыке, а, повзрослев, с 1930 г. работал пианистом-концертмейстером в Одесском Доме моряка, затем в филармонии и, наконец, в оперном театре. В Одессе, в 1934 г., Рихтер впервые выступил перед друзьями и знакомыми в клубе инженеров.
В 1937 г. он приехал в Москву, чтобы поступить в консерваторию и учиться у Нейгауза. К этому решению привел неугасающий интерес к фортепиано. Интересно, что формального музыкального образования до консерватории у Рихтера не было. Генрих Нейгауз вспоминал о том, как впервые услышал его игру:
«Играл он очень сдержанно, я бы сказал, даже подчеркнуто просто и строго. Его исполнение сразу захватило меня каким-то удивительным проникновением в музыку. Я шепнул своей ученице: «По-моему, он гениальный музыкант». После Двадцать восьмой сонаты Бетховена юноша сыграл несколько своих сочинений, читал с листа. И всем присутствующим хотелось, чтобы он играл еще и еще...»
Во время учебы в консерватории началась пианистическая карьера Рихтера. В ранний период творческого становления он интересовался композицией и пробовал писать собственные сочинения, но позже окончательно избрал исполнительство. В 1940 г. состоялся фортепианный дебют Рихтера: в Малом зале консерватории он исполнил Шестую сонату С.С. Прокофьева. За дебютом последовали новые концерты, все более успешные, утверждавшие Рихтера как яркого и талантливого пианиста.
В Великую Отечественную войну отец Рихтера был расстрелян, а мать поселилась в Германии, уехав из Одессы с отступавшими немецкими войсками. Рихтер, отказался от эвакуации и в этот период много выступал в Москве, Ленинграде и других городах СССР. Уже тогда проявлялась характерная особенность творчества Рихтера - огромный музыкальный репертуар, исполняемый им: Бетховен, Рахманинов, Брамс, Моцарт, Прокофьев, Равель, Чайковский, Шуберт, Шуман, а затем и многие другие.
После войны Рихтер победил на Третьем всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей и стал одним из ведущих пианистов в СССР. Он выступал и в Советском Союзе, и в странах Восточного блока. В 1960 г. с огромным успехом прошел концертный тур Рихтера по городам США. За исполнение Второго фортепианного концерта Брамса он был удостоен премии «Грэмми» и стал таким образом первым советским исполнителем, удостоенным этой награды. Выступал Рихтер и в Финляндии, Великобритании, Франции, Италии, Австрии и других странах.
Подход Рихтера к музыке оригинален. В одном из редких интервью он, например, сказал, что не занимается техническими упражнениями, а предпочитает заниматься музыкой. Вместо технических проблем игры на фортепиано он сосредотачивается на внутреннем голосе, передаче личного видения исполняемого произведения. Критики отмечают, что особенностью исполнительского стиля Рихтера была способность самоотстраняться, как бы оставляя слушателя наедине с автором. О Рихтере вспоминают как о замкнутом, непроницаемом для внешнего мира человеке, и эти черты только усиливали всеобщий интерес к его личности.
Рихтер был инициатором нескольких музыкальных фестивалей: «Декабрьские вечера» в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, музыкальный фестиваль в Тарусе, «Музыкальные празднества в Турени» во Франции.
В 1982 г. Рихтер поделился с Р. Шато из итальянского журнала «Musica» интересным эпизодом из опыта концертной деятельности:
«…я играл в Большом зале консерватории программу, составленную из тринадцати прелюдий Рахманинова. Когда я играл третью прелюдию, в зале погас свет. Я продолжал играть в совершеннейшей темноте, и только в конце, когда я заканчивал прелюдию c-moll op. 23, свет наконец опять зажёгся именно в тот момент, когда я взял последний аккорд в C-dur на fortissimo … Публика сорвалась с мест в полном восхищении и устроила мне овацию за эту случайность».
Предлагаем послушать два произведения в исполнении пианиста-виртуоза Святослава Рихтера. Первое произведение - Баллада соль минор (№3) И. Брамса из сочинения №118. Второе произведение - пьеса С.С. Прокофьева «Наваждение» из цикла «Четыре пьесы», сочинение №4. Записи доступны для прослушивания на нашем сайте:
🔈 http://ргафд.рф/callendar/20-03-2020
Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.