Продолжение. Первая часть здесь.
Говорят, по проекту все промежутки между высотками на четной стороне проспекта должны были быть застроенными двухэтажными зданиями «культурно-бытового назначения». На самом же деле, таких зданий было выстроено всего два с половиной. «Половину» представлял собой магазин «Хлеб» Он располагался за Сиренью, почти на углу Садового кольца. В моей семье он именовался «Наш хлебный», поскольку располагался в нескольких минутах пешком от нашего дома. Магазин был примечательный. Во-первых - огромный для простого хлебного. Во-вторых, там продавался очень вкусный хлеб какого-то неведомого хлебозавода. В большинстве других магазинов хлеб был заметно хуже. Во-третьих, кроме хлебного в этом магазине было еще несколько отделов на втором этаже, где продавались бакалея и всевозможные кондитерские изделия. В кондитерских отделах стояли очень медленные очереди, состоящие из арбатских старушек. Старушки обстоятельно покупали развесные карамельки – по 100 граммов каждого сорта. Таким же образом закупались и сухарики-сушки. Я так понимаю, это были отголоски традиционного московского чаепития. Для меня большим огорчением было, если мама, посылая меня за хлебом, наказывала купить еще и килограмм сахарного песку (старые москвичи называли его просто «песок»). Песок продавался в том же отделе, где и карамельки. Отстоять полчаса в очереди с бабульками, наблюдая, как измученная продавщица насыпает из совочка на весы по 100 граммов конфетки Подушечки, «Мечта», «Лимонные», «Снежок» и т. п. было для меня пыткой. Кстати, если вспомнить культовый фильм Г. Данелия «Кин-Дза-Дза», то в самом начале жена просит главного героя сходить за хлебом, и он идет именно в «Наш хлебный», а замерзающий пришелец стоит босиком у входа в Сирень.
Между Сиренью и Мелодией располагался к/т «Октябрь». Он, конечно, и сейчас никуда не делся, только называется более пафосно: киноконцертный зал. В иерархии московских кинотеатров Октябрь занимал второе место после «России». Здесь проводились фестивали, громкие премьеры фильмов, и прочие мероприятия, среди которых одно наиболее важное: отчетно-выборная конференция Московской партийной организации под председательством «Хозяина Москвы» - всесильного первого секретаря МГК КПСС Г. В. Гришина. К этому мероприятию где-то за неделю начиналась лихорадочная показушная подготовка. В радиусе 100 – 200 м от здания кинотеатра срочно ремонтировались тротуары, бордюры и ступени, отмывались витрины и окна, рисовалась свежая разметка несмотря на неподходящий сезон. Особенно забавляла меня история с ограждением тротуара. Однажды вдоль всей проезжей части напротив кинотеатра было установлено заграждение из стальных труб, которое, видимо, должно было препятствовать пешеходам переходить проспект в неположенном месте и закрыть машинам въезд на тротуар. Установка и покраска были проведены в рекордные сроки – несколько часов, за день до конференции. Ограждение это сразу начали использовать уставшие от беготни по магазинам «москвичи и гости столицы», чтобы посидеть «на жердочке» и отдохнуть. В результате через год трубы прогнулись и имели малопривлекательный вид. И опять перед партконференцией был совершен трудовой подвиг по восстановлению «забора». Так продолжалось несколько лет, до начала перестройки, когда перед очередной партконференцией забор просто срезали болгарками, а оставшиеся в асфальте дырочки стыдливо засыпали снегом. В «Октябре» имелось два зрительных зала – Большой и Малый. В Большом проходили все кинопремьеры, концерты и партийно-культурные мероприятия. В Малом же, по выходным, утром проходили детские сеансы, а в остальное время показывали стереофильмы – предшественники современных 3d-фильмов. В который раз убеждаемся, что все новое – это хорошо забытое старое. На входе в зал зрителям раздавали пластиковые очки с разноцветными фильтрами, которые и давали стереоэффект. Правда, целые очки доставались только первым счастливчикам. Остальным приходилось на протяжении всего сеанса придерживать их рукой на носу, чтобы не свалились, поскольку дужка была в лучшем случае одна. На протяжении многих лет в Малом зале показывали всего два стереофильма. Первый назывался «Таинственный монах» - «советский вестерн» о поисках сокровищ во времена гражданской войны. Единственным достоинством этого фильма была белогвардейская лирическая песня, бывшая некоторое время популярна в народе. Зачем было делать этот фильм стереоскопическим – совершенно непонятно. Второй фильм назывался «Парад аттракционов» - это был видовой фильм, специально снятый для стерео. Съемки природы чередовались в нем с номерами цирковых артистов. Хорошо помню момент, когда в фильме жонглер бросал свой реквизит прямо в лицо зрителю. В этот момент все зрители в зале вздрагивали и был слышен треск падающих на пол стерео-очков. В конце 70-х в Малом зале начали показывать третий стереофильм: «Замурованные в стекле». Детский. Я к тому времени уже вышел из нежного возраста и этого фильма не видел.
Между Ивушкой и Малахитовой шкатулкой был построен «Московский дом книги». Огромный по советским меркам магазин с удивительно бедным ассортиментом. Многометровые безлюдные отделы: политической литературы, где на самом видном месте красовался красиво изданный шеститомник речей и статей Брежнева, под общим названием «Ленинским курсом», отдел советского агит-плаката с самой отвратительной продукцией агитпропа, отдел художественных открыток, филателистический отдел с сотнями почтовых марок, отдел грампластинок, отдел канцтоваров, отдел учебных пособий… Меньше всего в этом магазине продавалось художественной литературы. В этом небольшом отделе пылились разнокалиберные произведения представителей «многонациональной советской культуры», переведенные на русский с эвенкийского, каракалпакского и лезгинского языков. С ними соседствовали опусы членов союза писателей, компенсирующих бездарность верноподданностью. В самом пыльном углу крайней полки ютились несколько лирических сборников безвестных советских поэтов в бумажном переплете и с названиями типа «Бушующее разнотравье» или «Весенние перепевы».
С высоткой «Малахитовая Шкатулка» соседствует чудом сохранившаяся церковь Симеона Столпника, расположенная на самом углу Поварской ул. (тогда – ул. Воровского). Советские власти объявили храм памятником культуры, но у церкви здание отобрали и разместили в нем выставочный зал. Чаще всего в нем работала выставка «Природа и Фантазия», с экспонатами из покрытых лаком сучков и корешков замысловатой формы, похожих на изображения зверюшек или сказочных персонажей. Именно эту выставку имели в виду Г. Васильев и А. Иващенко, когда пели:
Мы пойдём с тобой сегодня не на Ленинские Горы,
Не на выставку поделок из некрашеных корней…
Иногда в бывшем храме открывались еще менее интересные выставки (чаще любительские), которые популярностью в народе не пользовались, несмотря на дешевые входные билеты или вовсе бесплатный вход. В 90-е здание передали церкви, и после ремонта в нем снова заработал храм. Помню, как на звоннице впервые после строительства нового проспекта зазвонили колокола. Звук, отражаясь от высотных зданий, метался по всему Новому Арбату и был настолько громким, что слышен был от Кремля до Садового кольца. А как себя чувствовали жители квартир на 5-7 этажах высотки, окна которых находились буквально в нескольких метрах от звонницы – не могу даже представить. Видимо, из-за их жалоб звоны стали реже, и теперь, если не ошибаюсь, бывают только по первопрестольным праздникам.
Продолжение здесь