Приветствую всех, кто заглянул на мой канал!
Термин "жужжащее чтение" появился для меня лично лет 25 назад, когда в программы начальной школы ввели обязательную проверку техники чтения каждую четверть. Как-то раньше мы, учителя. "на глаз" определяли, как ребёнок читает-хорошо или плохо. Просто ставили оценки за чтение вот и всё.
В конце девяностых в нашей школе началась работа по системе В.Н. Зайцева. (Это другой Зайцев, кубики для чтения тут ни при чём)
Зайцев с группой учителей исследовал связь техники чтения с результатами дальнейшей учёбы. Очень честно В. Н. Зайцев описал, что происходит с детьми начальных классов в средних и старших классах, в зависимости от того, какова их техника чтения и вычислительные навыки. Привожу цитату:
Те, кто стал отличником в 5 классе, имели в конце третьего класса скорость чтения 130—170 слов в минуту. В среднем это примерно 150 слов в минуту. Те, кто в 6—8 классах стали хорошистами, имели в конце 3 класса скорость чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это примерно 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80—90 слов в минуту (приближенно, конечно). Такова закономерность.
Давайте выпишем ее:
«5»—150 «4»— 120 «3»— 90
- Это закономерность, которой нельзя пренебрегать, которую надо учитывать в нашей работе.
Следовательно, если учитель начальных классов хочет, чтобы все его питомцы занимались преимущественно на «5», он должен выполнять рекомендацию В. А. Сухомлинского -читать не менее 150 слов в минуту.
А если он хочет, чтобы все его питомцы стали троечниками, тогда ему достаточно выполнить определенный программой норматив. Такова логика —логика, продиктованная существованием закономерности.
( К слову, сейчас программы требуют на "5" 90 слов на выходе из 4 класса. То есть в 5- 6 кл- это троечники)
В. Н. Зайцев собрал в систему упражнения по технике чтения, часть из них я уже писала в статьях, смотрите на канале "Первоклашки"
Одно из упражнений- "жужжащее" чтение. Суть его в том, что дети ежедневно любой урок начинали с чтения своей книжки. Мы засекали время и 5 минут отрывали от любого урока, чтобы дети читали вполголоса вслух. Далее, любые задания в любых учебниках дети читали также вслух вполголоса.
Дома детям рекомендовали также "жужжать" при любом чтении. И читать, как пить лекарство при болезни-3 раза в день по 15-20 минут.
Ну а в 3 классе уже учили читать про себя. При чтении про себя техника увеличивалась на 20-50 слов. Это делалось 4 ступеньками: 1 мин ребёнок читал вслух, "жужжал", 1 мин- переходил на шёпот, 1-мин- старался не шептать, а только шевелил губами, далее- минут 5 на начальном этапе- читал глазами (при этом ребёнок должен следить, чтобы его язычок был спрятан за сомкнутыми зубами и не двигался машинально).
Польза "жужжащего чтения" очевидна- у ребёнка постоянно есть КНИГА, КОТОРУЮ ОН СЕЙЧАС ЧИТАЕТ. То есть ребёнок МНОГО ЧИТАЕТ. А это -главный успех хорошей учебы и привития интереса к чтению.
О других упражнениях, способствующих скорочтению, читайте здесь
Ставьте палец вверх, если статья была полезна, комментируйте, подписывайтесь, это поможет развитию канала.
Всем добра и умных деток!