Найти тему
Ольга Акулова

Мастер и его Маргарита. Любовь Рафаэля Санти.

История Рафаэля Санти и Маргариты Лути – это история страстной и романтической любви. Все началось в один прекрасный день, когда Рафаэль случайно увидел девушку у открытого фонтана возле ее дома в Трастевере, к западу от реки Тибр. Рафаэль искал натурщицу для фрески «Амур и Психея». Он был поражен ее красотой и изяществом. Как завороженный, он смотрел на Маргариту, не осмеливаясь отвести взгляд. «Я нашел свою Психею» - подумал Рафаэль. Всю свою недолгую жизнь ее образ будет сопровождать мастера. Несмотря на то, что Рафаэль слыл довольно влюбчивым, после встречи с ней, во взгляде каждой женщины он видел Маргариту. Как и в случае с Ромео и Джульеттой, каждый из этих двоих был совершенно разного социального статуса. Маргарита - "La Fornarina" , «дочь пекаря» была обычной крестьянской девушкой. В свои 17 лет она была помолвлена с пастухом, но этому союзу не суждено было сбыться. Рафаэль заплатил отцу девушки, чтобы она уехала с ним.

Рафаэль (Рафаэлло Санцио да Урбино ) (1483-1520) был профессиональным итальянским художником и архитектором эпохи Ренессанса.

Одним из наиболее влиятельных людей того времени был кардинал Бернардо, влиятельный человек церкви, который регулярно заказывал у Рафаэля портреты. У кардинала Бернардо была племянница - Мария Биббиена, которая хотела выйти замуж за Рафаэля. Художник чувствовал, что не может отказаться, будучи поставленным в трудное положение из-за огромного влияния кардинала. Но эта помолвка тяготила его, ведь его разум и сердце принадлежало Маргарите. Он принял роль жениха Марии Биббиены, но постоянно откладывал брак и до конца своих дней так и не решился жениться на ней.

Рафаэль увековечил свою возлюбленную в десятках своих главных работ.

Ла Форнарина, дочь пекаря 1518-20 гг.
Ла Форнарина, дочь пекаря 1518-20 гг.

На картине Маргарита застенчиво, но ласково смотрит на кого-то, ее рот формирует мягкую и знающую улыбку. Она решительно кладет руки на свое тело, пальцы одной руки указывают на голубую ленту на ее руке. Чувственность, нежность и эротизм проистекают из ее существа. В волосах приколота жемчужная заколка. Маргарита - (лат. «жемчужина»).

Донна Велата. 1515—16 La Velata
Донна Велата. 1515—16 La Velata

Предполагают, что натурщицей так же была Маргарита Лути. Та же жемчужная заколка в волосах. Черты лица "Донна Велата" мягкие, текучие, нежные, они растворяются в легких переходах света и тени. Гладкие черные волосы обрамляют нежное, смуглое лицо. Большие черные глаза, подчеркнутые глубокими тенями, смотрят доброжелательно, немного рассеянно и мечтательно. Образ соответствует образу его возлюбленной.

Рафаэль и Маргарита 1814 г.
Рафаэль и Маргарита 1814 г.

Секстинская мадонна.

Сикстинская мадонна. 1513—1514 Холст, масло. 265 × 196 см
Галерея старых мастеров, Дрезден
Сикстинская мадонна. 1513—1514 Холст, масло. 265 × 196 см Галерея старых мастеров, Дрезден

Эта работа высотой почти 9 футов была заказана папой Юлием II в честь его покойного дяди, папы Сикста IV, как алтарь для базилики бенедиктинского монастыря Сан-Систо в Пьяченце. Комиссия монастыря потребовала, чтобы картина представляла двух святых Сикста и Варвару.

Сикстинская Мадонна производит сильнейшее впечатление на зрителя - глаза Мадонны доверчивы и тревожны одновременно. «Гений чистой красоты», - говорил о «Сикстинской Мадонне» Василий Жуковский. Позже Пушкин позаимствовал этот образ и посвятил его своей земной женщине - Анне Керн.

В глазах Мадонны застыла прямая открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность, настороженность и тревога, гнев и ужас человеческого греха. Нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг – отдать самое ценное, что у нее есть, – сына, отражается во взгляде этой удивительной женщины.

Мадонна легко и уверенно ходит по облакам, которые кружатся под ее босыми ногами. Ветер отскакивает от края ее простого плаща. При всей своей величественной красоте, Мадонна напоминает обычную крестьянку. Она даже держит своего сына так, как крестьянские бабы обычно держат детей. Образ Маргариты и здесь не покинул мастера.

-6

Маргарита была, несомненно, красивой женщиной, и так или иначе, мы чувствуем вдохновение мастера, с любовью и нежностью обращенное в каждой картине, для которой она позировала.

Джорджио Вазари так и описал Маргариту, как «женщину, которую Рафаэль любил до своей смерти». Когда Рафаэль скончался, его тело было отправлено в Пантеон в Риме. К сожалению, рядом с ним похоронена Мария Биббиена, с которой он был публично помолвлен. Рафаэль предоставил Маргарите достаточно денег, чтобы жить безбедной жизнью. И все же она решила присоединиться к монастырю в Трастевере через несколько месяцев после его кончины. Как и Ромео и Джульетта, безвременная смерть одного из них превратила другого в вечное отступление.