Андрей Миронов одним из первых начал носить водолазки в кино, а «Служебный роман» – так и вовсе советский вариант makeover-шоу. Побывали на лекции московского проекта Fashion to Know, на которой Анна Баштовая, историк и автор телеграм-канала «Кинокостюм для чайников», рассказала о современных тенденциях в советских фильмах. Делимся интересными фактами об одежде героев «Бриллиантовой руки», «Служебного романа» и «Москва слезам не верит».
«Бриллиантовая рука», 1968 (художник по костюмам Константин Савицкий)
Самые яркие костюмы в этой советской комедии у Андрея Миронова – актера, который любил носить иностранную одежду и следил за модными трендами. В 1967 году Пьер Карден представил летнюю коллекцию, в которой были представлены белые мужские водолазки. Пару лет спустя герой Миронова, контрабандист Геша Козодоев, носил их с однобортными пиджаками. Водолазки для картины, как и серебристый костюм из японской дакроновой ткани, приобрели на чеки в валютном магазине «Березка». Все костюмы так понравились актеру, что после съемок он оставил их себе.
Одна из самых известных модных сцен в отечественном кинематографе – демонстрация летнего комбинированного костюма «Универсал-69». Место для его презентации выбрано ироничное – форум современной одежды в Житомире. Почему этот белый костюм такой странный? В конце 1960-х комбинаторность была большим трендом: гардероб советского человека должен был быть небольшим, но функциональным. Именно поэтому пиджак мог стать курткой, а брюки – шортами.
Если вы видите стильно одетого персонажа в советском фильме – скорее всего, перед вами злодей, соблазнительница Анна Сергеевна не исключение. Ее провокационный образ в халате с перламутровыми пуговицами – один из самых смелых в искусстве СССР. В сценарии сразу было прописано, какими должны быть пуговицы, но достать их самостоятельно костюмерному цеху так и не удалось: дефицит. Светлана Светличная, исполнявшая эту роль, принесла на площадку свои пуговицы. Знаменитый зеленый купальник тоже был выбран самой актрисой. Он напоминает бикини одной из первых девушек Бонда – фильм, в котором Урсула Андресс выныривает из воды, вышел на экраны в 1962 году и вполне мог вдохновить Светличную.
«Служебный роман», 1977 (художник по костюмам Эдит Приеде)
Этот фильм – по сути, первое makeover-шоу (аналог «Снимите это немедленно!»), где простушке создают новый стильный образ – от прически до гардероба. Переодевание Людмилы Прокофьевны, директора в статистическом учреждении, было практическим руководством к действию для женщин всей страны: одинаковые пиджаки – снять, платья – надеть. Наряд, в котором актриса появляется на работе сразу после преображения – синее платье из полушерстяной шотландки, – стал настоящим хитом. Поклонницы завалили Алису Фрейндлих письмами, в которых признавались, что непременно сошьют себе такое же. Современным тенденциям больше соответствует ее непримечательный коричневый костюм из первой части фильма. Найти его было непросто. По словам актрисы, они вместе с режиссером Рязановым «облазили все костюмерные, выбирая самые гунявые платья, туфли и плащи», чтобы создать образ «настоящей советской замученной жизнью женщины». Но если сегодня мы зайдем в Cos, то легко сможем одеться в стиле «мымры».
Главная модница этого фильма – секретарша Верочка в исполнении Лии Ахеджаковой. Ее фишки – многослойность, брюки клеш и яркие аксессуары. Сегодня она с ног до головы одевалась бы в Gucci, это на 100 % ее стилистика.
«Москва слезам не верит», 1979 (художник по костюмам Жанна Мелконян)
Этот оскароносный советский фильм демонстрирует сразу две временные эпохи – конец 1950-х и 1970-е годы. У художника по костюмам была сложная задача: показать героинь сначала 19-летними девчонками, а потом – женщинами под 40. Омолаживали в итоге не только прическами и костюмами. На помощь пришли корсеты – они делали походку и движения актрис более резкими, свойственными юным девушкам.
Первый аутфит Катерины (Вера Алентова) в кадре – вышитый крестиком вручную синий сарафан. Зрители должны были увидеть ее как скромную домашнюю девушку, которая сама могла украсить свой наряд.
Юные героини Людмила (Ирина Муравьева) и Катерина носят белые носки. Но виной тому не модный тренд, а, скорее, безвыходное положение. На новую обувь у создателей фильма не было денег, поэтому пришлось взять со склада старую и, так как она была в плохом состоянии и сильно давила, добавить носки. В Америке, правда, эта деталь произвела колоссальный эффект, даже в местных газетах писали, мол, русские вернули в моду белые носки.
Еще один пример умелого расходования кинобюджета: платье Людмилы, в котором она пришла в зал Ленинской библиотеки, было сшито из галстучной ткани. Твидовые костюмы для женщин в 1970-е не шили, поэтому образ директора химкомбината пришлось создавать из 12 распоротых мужские брюк – получился серый костюм-тройка. Серый и бежевый цвета в этом фильме – признаки достатка, подтверждение статуса. А джинсы Wrangler для Гоши (Алексей Баталов) «сняли» с супруга художника картины Жанны Мелконян. Баталов их надел в кадре впервые – и так владельцу и не вернул.