Найти в Дзене
ИА "ALANIR"

КАВКАЗСКИЙ ТРАНЗИТ

ВОЗМОЖНО ЛИ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ ИЗ РОССИИ В АРМЕНИЮ, ИРАН И ТУРЦИЮ ЧЕРЕЗ ГРУЗИЮ, АБХАЗИЮ И ЮЖНУЮ ОСЕТИЮ?

Рукский тоннель (фото из открытых источников)
Рукский тоннель (фото из открытых источников)
Вопрос о возможности восстановления транспортных коммуникаций из России в Армению, Иран и Турцию через Грузию, Абхазию и Южную Осетию неоднократно обсуждался на самых различных уровнях. Однако имеющиеся в регионе политические противоречия и претензии практически не дают шансов для начала практической реализации данного проекта. Тем не менее, этот вопрос вновь и вновь оказывается в центре внимания заинтересованных сторон.

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ТОЧКИ «А» В ТОЧКУ «Б» – И ОБРАТНО

Президент Государства Алания (Республики Южная Осетия) Анатолий Бибилов заявил, что Цхинвал готов обеспечить транзит грузов между Россией и странами Южного Кавказа через Рукский тоннель. Он при этом подчеркнул, что это возможно только в том случае, если Южная Осетия будет равноправным партнером всех участников проекта. Анатолий Бибилов также отметил, что открытие дороги будет выгодным и Грузии, и Армении, и Азербайджану, и Турции.

«Для того чтобы открыть дорогу, нужно политическое решение, в первую очередь самой Грузии. С нашей стороны я не считаю, что могут быть какие-то проблемы. Единственная проблема, на которую может ссылаться грузинская сторона, это статус Южной Осетии. Конечно же, мы не позволим, и этого без сомнения не будет, чтобы Южная Осетия в этой дорожной карте связи Европы с Азией выступала не как равноправный партнер. Мы должны понимать, что в этом проекте, не знаю, согласится или не согласится грузинская сторона, в любом случае Южная Осетия должна быть представлена как полноценный партнер, как государство, через которое проходит эта транзитная дорога, и, соответственно, отношения должны быть построены на этом равноправии. В принципе, для Южной Осетии никаких проблем нет», – сказал президент Государства Алания.

Государственная граница РЮО (фото из открытых источников)
Государственная граница РЮО (фото из открытых источников)

Напомним, что Соглашение «Об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли между правительством Грузии и правительством Российской Федерации» было достигнуто в Женеве 9 ноября 2011 года, в результате сложных переговоров о вступлении России в ВТО. Его суть заключается в организации передвижения торговых грузов по определенным коридорам, таможенном администрировании и мониторинге товарооборота: со стороны РФ – на российско-грузинской (КПП «Верхний Ларс»), российско-абхазской и российско-югоосетинской границах, а со стороны Грузии – на грузино-российской (КПП «Казбеги»), грузино-абхазской и грузино-югоосетинской границах. Предполагалось, что в «точках входов/выходов» коридоров, находящихся – особо подчеркнем – вне территорий Абхазии и Южной Осетии, российская и грузинская стороны будут осуществлять контроль над передвижением торговых грузов, обмениваться друг с другом электронными данными и следить за передвижением транспортных средств с помощью GPS. Все эти данные стороны будут предоставлять швейцарской компании SGS, представители которой также будут физически находиться на этих «точках».

Ни о каком регулировании прохождения грузов непосредственно по территории Республики Южная Осетия и Абхазии в соглашении не говорится и не могло говориться «по определению». Соответственно, решить вопрос транзита через эти государства невозможно без участия Цхинвала и Сухума. Хотя бы потому, что без их согласия никакой транзитный груз не имеет шансов из точки «А» (российско-югоосетинская или российско-абхазская граница) «переместиться» в точку «Б» (югоосетино-грузинская или абхазо-грузинская граница).

ТРАНЗИТНЫЙ ПАСЬЯНС

Однако Тбилиси считает категорически неприемлемым для себя договариваться с Цхинвалом и Сухумом по проблеме транзита, полагая, что такой сценарий тождественен признанию суверенитетов Южной Осетии и Абхазии. Именно по этой причине, считает российский политолог Николай Силаев, Грузия противится открытию Транскама. «Возможно, в Грузии понимают, что если соглашение заработает, то таможенного контроля грузинской стороны не будет на въезде в Рукский тоннель с югоосетинской стороны. То есть этот контроль будет, по сути, осуществляться вне территории Южной Осетии. Им не очень хочется, чтобы это таким образом работало», – говорит эксперт.

По его словам, с возобновлением и расширением турецкого транзита по Военно-Грузинской дороге возникнет ситуация, когда КПП «Верхний Ларс» будет уже недостаточно. Однако грузинские власти не станут спешить открывать сообщение через Транскам, опасаясь обвинений со стороны оппозиции. «И если им оппозиция, в первую очередь «Единое национальное движение», начнет говорить, мол, пошли на поводу у южных осетин или у русских, то, конечно, «Грузинская мечта» будет противиться тому, чтобы транспортное сообщение было возобновлено», – отметил Н.Силаев.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Ряд экспертов связывают такую позицию Грузии с тем, что, по большому счету, ей югоосетинский и абхазский транспортные коридоры не особо важны с учетом нынешнего геополитического расклада. По их мнению, свои задачи в торговых отношениях с Россией Тбилиси успешно решает по трассе через Верхний Ларс или по азербайджанской железной дороге. Это, конечно, дороже обходится, но нет опасности напороться на какой-либо политический подводный риф.

Реабилитация сообщения через Абхазию и Южную Осетию, по словам данных экспертов, нужна, прежде всего, Москве для связи со своим единственным стратегическим партнером на Южном Кавказе – Арменией и Еревану, находящемуся в полублокадном состоянии. Вне всякого сомнения, Армения чрезвычайно заинтересована в открытии транспортных коридоров через Южную Осетию и Абхазию и предпринимает весьма энергичные действия для решения этого вопроса.

В то же время, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Сергей Маркедонов предлагает не забывать о том, что открытие дорог через РЮО и Абхазию может свести к нулю экономические последствия политики изоляции Армении, которую проводят Азербайджан и Турция. «Следовательно, можно ожидать, что Азербайджан и Турция попытаются препятствовать продвижению процесса, в первую очередь, оказывая давление на Грузию», – считает политолог.

Тем не менее, эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Андрей Арешев уверен, что в реализации соглашения о торговых коридорах рано или поздно возобладает позиция разделения экономических и политических вопросов. По его мнению, в положительном решении этого Грузия не менее заинтересована, чем Россия или Армения.

Экономические причины, между тем, наглядно свидетельствуют о том, что Грузии реализация соглашения более чем выгодна. Отсутствие стабильного сообщения между двумя странами чем дальше, тем больше становится помехой для дальнейшего развития торговли. Но для решения этой проблемы необходимо, чтобы экономическая составляющая перевесила политические риски для Тбилиси.

КЛЮЧИ ОТ КОРИДОРОВ

Что касается Цхинвала и Сухума, то некоторые эксперты считают, что им, наряду с Ереваном, наиболее выгодно открытие сообщения через их территории, так как позволит рассчитывать на серьезные поступления в их бюджеты. Тем не менее, в отличие от Армении, в Южной Осетии и Абхазии весьма настороженно относятся к вопросу о транзитных коридорах.

Предыдущий президент РЮО Леонид Тибилов довольно осторожно высказывался на данную тему, подчеркивая, что «все упирается в вопрос нормализации отношений двух государств – Южной Осетии и Грузии». Фактически Цхинвал жестко увязывал открытие транспортных коридоров с вопросом о признании Грузией независимости РЮО и факта геноцида против осетин. Естественно, такие предварительные условия делали невозможным в обозримом будущем решение транзитной проблемы.

В этом плане позиция нынешнего президента РЮО Анатолия Бибилова более реалистична, так как возможность открытия транспортных коридоров не обусловлена напрямую предварительными политическими условиями – признанием независимости Южной Осетии и факта геноцида. Тем не менее, «красные линии» обозначены весьма четко: «Южная Осетия должна быть представлена как полноценный партнер, как государство, через которое проходит эта транзитная дорога», а отношения «должны быть построены на этом равноправии».

Транскам (фото из открытых источников)
Транскам (фото из открытых источников)

К тому же в РЮО еще не забыли, что именно открытость границ позволяла в свое время грузинским спецслужбам проводить различные операции на территории этой страны, включая организацию терактов, вербовку и похищение людей. Поэтому отнюдь не все готовы обменять нынешнее спокойствие на «опасную» экономику транзита. Ряд местных экспертов предлагает также увязать решение данного вопроса с реализацией проекта строительства железной дороги из РФ в РЮО. По их мнению, лучше и выгоднее для Цхинвала будет именно вариант железнодорожного транзита.

Что касается Абхазии, то она долгое время вообще не допускала даже мысли о возможности обсуждения в обозримом будущем «транзитной проблемы». Лишь недавно Сухум несколько смягчил свою позицию.

«Любое грузино-российское сотрудничество Сухум и Цхинвал воспринимают с некоторым опасением и часто со страхом. Для них соглашение между Грузией и Россией воспринимается как уступка за их счет. В этом вопросе позиции Абхазии и Южной Осетии непоколебимы и жестки», – поясняет российский политолог Сергей Маркедонов.

Как бы то ни было, на сегодня очевидно одно: несмотря на довольно конструктивную позицию Цхинвала и Сухума, желание РФ и Армении, объективную выгоду для Грузии, процесс реализации российско-грузинского соглашения о торговых коридорах и открытия транзита через территории РЮО и Абхазии не будет ни легким, ни быстрым. От всех заинтересован сторон – прежде всего, конечно, от Грузии – будет требоваться политическая воля, чтобы пойти на переломные действия и принимать сложные решения.

Тем не менее, по словам политолога, специалиста по международным отношениям Вячеслава Гобозова, «Государству Алания надо уже сейчас исходить из того очевидного факта, что в обозримом будущем решение вопроса о транспортных коридорах вступит в стадию практической реализации». «Следовательно, готовиться к этому надо уже сейчас, четко сформулировав свои приоритеты, обозначив «красные линии» и жестко отстаивая национальные интересы в данном процессе, чтобы не позволить никому решить этот вопрос за наш счет и чтобы получить максимально возможные дивиденды от открытия транзита. А то ведь запросто можно оказаться в положении «транзитного пассажира», которого, «увы, никто не ждал», и чье мнение мало кого интересует», – подчеркивает Вячеслав Гобозов.

А.КАДИЕВА