Найти тему

ПЕЧАТЬ ВОЛКА ИЛИ ЧТО ЗНАЧИТ РАЗРЕШИТЬ КОНФЛИКТ?

Медиация – одна из самых технологичных и эффективных процедур альтернативного (внесудебного) разрешения споров.

Это особый вид посредничества, при котором медиатор не высказывает своего мнения, как обычный посредник, не консультирует стороны, как эксперт и не выносит решения по спору, как судья. А чем же он тогда занимается? Какова его основная задача?

Задач у медиатора много, но главная из них – это помочь сторонам разрешить их конфликт. А, что значит разрешить конфликт?

Разобраться в этом нам поможет «Печать волка». Слышали о такой? Скорее всего, нет. Вот и я впервые о ней услышал на тренинге Conflict Killer.

Что же это за «Печать волка» и как она связана с разрешением конфликта? Поговорим.

ПЕЧАТЬ ВОЛКА

Сассетта Святой Франциск и губбийский волк
Сассетта Святой Франциск и губбийский волк

В окрестностях города Губбио, появился огромный волк, нападавший не только на животных, но и на людей.

Волк навёл такой ужас на жителей города, что они выходили за ворота вооружёнными "до зубов", но даже так не могли защитить себя при встрече с серым хищником. В страхе перед волком горожане дошли до того, что вообще перестали выходить из города.

В ту пору в Губбио жил святой Франциск, который решил выйти к этому волку, хотя жители всячески отговаривали его от этой опасной затеи. Святой Франциск вышел из города со своими товарищами и поскольку они колебались идти дальше, он один пошёл к месту, где засел волк.

Увидев волка, святой Франциск сказал: "Поди сюда, брат волк, повелеваю тебе не делать зла ни мне, никому другому". Услышав эти слова, огромный волк подошёл к святому Франциску и кротко, как ягнёнок пал к его ногам.

Тогда святой Франциск говорит ему: «Брат волк, ты причиняешь много вреда в этих местах, ты совершил величайшие преступления, ты не только убиваешь и пожираешь животных, но даже имеешь дерзость убивать людей, за это ты достоин адских мучений, как разбойник и худший из убийц; и весь народ кричит и ропщет на тебя, и вся эта страна во вражде с тобой, но я хочу, брат волк, установить мир между тобой и теми людьми, так чтобы ты больше не обижал их, а они бы простили тебе всякую прошлую обиду и чтобы больше не преследовали тебя ни люди, ни собаки».

И когда он произнес эти слова, то волк, движениями тела, хвоста и ушей и наклонением головы показал, что соглашается со словами святого Франциска и готов соблюдать их.

А святой Франциск говорит: «Брат волк, я хочу, чтобы ты заверил меня в этом обещании, так чтобы я мог вполне положиться на тебя».

И когда святой Франциск протянул руку для заверения, волк поднял переднюю лапу и, как ручной, положил ее на руку святого Франциска, заверяя его таким знаком, каким мог.

Вернувшись в город вместе с волком, святой Франциск собрал всех жителей и сказал им: «Слушайте, братья мои: брат волк, который здесь перед вами, обещал мне и заверил меня, что заключит с вами мир и никогда ни в чем не будет обижать вас, если вы обещаете давать ему ежедневно необходимую пищу; я же выступаю поручителем за него в том, что договор о мире он соблюдет ненарушимо».

Тогда весь народ в один голос обещал кормить его всегда. И святой Франциск перед всеми сказал волку: «А ты, брат волк, обещаешься ли им блюсти мир и договор о нем, не обижать ни людей, ни животных, ни другой какой твари?»

И волк стал на колени, наклонил голову и кроткими движениями тела, хвоста и ушей показал, насколько возможно, что он желает всячески соблюдать договор с ними.

"Брат волк, сказал святой Франциск, я хочу, чтобы и здесь перед всем народом ты заверил меня в своем обещании, что ты не обманешь моего поручительства за тебя". И тогда волк, подняв правую лапу, положил ее на руку святому Франциску.

Как же святому Франциску удалось разрешить этот сложный конфликт и добиться взаимопонимания между жителями города и хищным зверем?

Во-первых: Волк, как творение Божье, признается святым Франциском равным человеку (тоже Божьему творению), с коим не только можно, но и должно договариваться.

То есть святой Франциск фактически применяет один из базовых принципов медиации : "Равноправие сторон" в силу которого, каждая сторона имеет равные права и равные возможности высказаться и быть услышанной.

Всего два простых человеческих слова: "Брат волк..." и опасных хищник уже только за это готов заключить сделку с губбийцами и выражает свою готовность безупречно по-волчьи: "движениями тела, хвоста и ушей и наклонением головы".

Во-вторых: При разрешении конфликта, святой Франциск исходит не из позиций сторон, а из их интересов. Почему волк нападает на животных и жителей города? Таким способом он удовлетворяет свою физиологическую потребность в пище.

Именно эту потребность учитывает святой Франциск в переговорах с волком: "Брат волк, пока ты жив, ты не будешь терпеть голода; ведь я хорошо знаю, что все зло ты делал от голода".

А в чём интерес жителей города? Конечно же в безопасности. И эту потребность учитывает святой Франциск в переговорах с волком: "Но за эту милость я хочу, брат волк, чтобы ты обещал мне, что никогда не причинишь вреда ни человеку, ни животному: обещаешь ты мне это?"

В третих: святой Франциск создаёт в переговорах дополнительные возможности. Обратите внимание, волк видит только один способ удовлетворить свою базовую потребность в пище - нападать на животных и жителей города.

В свою очередь, жители города тоже видят только одну возможность обеспечить свою безопасность - убить Губбийского волка.

Святой Франциск, как истинный медиатор, помогает сторонам увидеть дополнительные возможности. В результате , конфликт разрешается путём заключения медиативного соглашения, по условиям которого жители города дают волку еду, а он отныне и впредь прекращает на них нападать.

Соглашение, как и положено, скрепляется "печатью волка": "...волк поднял переднюю лапу и, как ручной, положил ее на руку святого Франциска, заверяя его таким знаком, каким мог".

Достигнутое соглашение настолько прочным, что было исполнено сторонами в добровольном порядке: "И после этого упомянутый волк прожил в Губбио два года и, как ручной, ходил по домам от двери к двери, не причиняя зла никому и не получая его ни от кого. И люди любезно кормили его и когда он проходил по городу мимо домов, никогда ни одна собака на него не лаяла".

Таким образом, разрешить конфликт – это значит договориться о совершении или прекращении конкретных действий, учитывая при этом как свои собственные интересы, так и интересы второй стороны. А для этого и нужен медиатор.

Понравилась статья? Поддержите мена поставив отметку "Нравиться", а если вы станете подписчиком канала, то не пропустите ничего важного, интересного и полезного.