(О фильме "Ford против Ferrary")
Оскаровский лауреат (“Лучший монтаж” и “Лучший монтаж звука”) Ford против Ferrary — годное мужское кино. Не в смысле “только для мужчин”, а в смысле такое по духу. Америке, по-моему, лучше всех удаётся выдавать такое соревновательное кино. “Рокки”, “Одержимость”, “Война токов”, ну и всё остальное в этом духе. О чем бы речь ни шла — о бизнесе, искусстве, спорте, сексе, американцы способны это превратить в состязание.
Ford против Ferrary отличен тем, что это не тупо про гоночку, это отлично проиллюстрированная диалектика индивидуализма и корпоративной этики в США. Отколовшись от английской метрополии и победив в Первой гражданской войне, американцы показали себя бунтарями. Запад осваивался именно так: одиночки, в поисках лучшей жизни устремлялись куда глаза глядят, ведь там много земли и никто не требует платить за нее аренду. Но для того, что обеспечить себе безопасность, выжить, биться с коренным населением материка (позорнейшая страница истории, но неотъемлемая ее часть), они были снова вынуждены объединяться. Пожалуй, в XIX веке уже сформировалась Америка в современном виде — вся эта система, которая существует до сих пор. Важнейший вклад в это сделал Henry Ford, основатель крупнейшего концерна. Его главным принципом и было “Незаменимых людей нет”. Конвейер показал, что чтобы человек не вы#бывался, нужно просто поставить его делать то, что каждый сумеет, чему можно научиться за час. Добротные автомобили, на которые пересела добрая часть страны, имели много плюсов. Главным же минусом было отсутствие изюминки, оригинальности.
В фильме Ford против Ferrary как раз показан этот кризис. Первая половина 60-х. Во главе концерна стоит наследник дела Генри Форд II (Трэйси Леттс), судя по всему — человек не особо выдающийся, но страстно (насколько позволяет его одышливая холестериновая конституция) желает таким быть. тем временем, бизнес проседает: люди все меньше покупают Ford. В рамках концерна задушена всякая индивидуальность и инициатива, зато процветал бюрократический аппарат. То, что казалось оплотом надежности во времена Великой депрессии, в революционные 60-е кажется балластом и пережитком. Генри чувствует, что что-то надо менять. В результате он вливает новую кровь, приглашая Кэррола Шэлби (Мэтт Дэймон), экс-гонщика, отошедшего от дел по состоянию здоровья, и занявшегося автомобильным бизнесом, чтобы он помог сделать гоночный автомобиль, который превзойдет Феррари.
Кэррол привлекает Кена Майлза (Кристиан Бэйл, для того, чтобы вжиться в роль жилистого строптивца, он сильно похудел, а для этого бросил есть) — неистового, бескомпромиссного гонщика, к тому же гения автомеханики, на животном уровне разбирающегося в автомобилях. Недостаток один: страшный индивидуалист, к тому же характер скверный.
На арену выходит Герой. Кен Майлз против концерна Ford. На поверхностном уровне конфликта Ford против Ferrary. Кен Майлз нужен Форду, но он одним своим видом рушит устои концерна. Но он незаменим, и его приходится терпеть, хотя многочисленные менеджеры, привыкшие играть по своим правилам, скрежещут зубами. А на носу — гонки. А Ferrary силён как никогда. Наблюдать за одержимостью Кена Майлза, за боданиями Кэррола Шэлби с системой (справедливости ради, он выполняет роль буфера, посредника между Системой и Героем), и без Шелби хрен бы что получилось. Он не Главный Герой, но без него бы не вышло ничего конструктивного — просто бы Кен Майлз и Форд не смогли бы договориться. Не было бы ни тачки, ни побед, ни развития истории автомобилестроения в том числе. Ну и главное: без женщин бы эта мужская история была сухой и никчёмной. Прошу обратить внимание на то, какую роль в жизни Кена Майлза сыграла его супруга Молли Майлз (Катрина Балф) — характер ещё тот, но к тому же, он бы просто без её поддержки пропал.
Отдельный бонус для любителей понаблюдать за национальными темпераментами. Здесь очень здорово прорисован итальянский взрывной и неистовый средиземноморский темперамент. Как Везувий ей-богу. Ближе к кульминации это доводится до абсурда, что начинаешь ржать. А нет ничего лучше, чем поугорать над национальными стереотипами. Американцы тоже достаточно комично тут представлены. У создателей фильма есть чувство юмора, что просто необходимо для создания спортивной драмы (а то бы вышло шаблонное претенциозное нечто).
Я постарался не проспойлерить. Смотреть фильм безумно интересно, в нём неплохой юмор, драйв, драматургия, он хорошо снят и смонтирован. Справедливо, что он не получил наград первого уровня, потому что подобные фильмы были, и все же режиссер Джеймс Мэнголд что-то да усовершенствовал, стоя на плечах предшественников. А за монтаж поблагодарим Эндрю Баклэнда, Майкла МакКаскера, Дирка Уэстервелта. Всё-таки это их Оскар.