Предметы искусства всё чаще используются как инструмент финансового рынка. Согласно отчету Deloitte Art & Finance, объем выданных кредитов, обеспеченных предметами искусства, в 2019 году составил 21–24 млрд долларов. До 90 % этого сегмента приходится на США, европейские банки, несмотря на имеющийся запрос, не спешат предоставлять подобные услуги. Хотя толк в искусстве банки Старого Света знают.
Старейшее банковское собрание искусства стоимостью 120 млн € принадлежит самому старому действующему банку — итальянскому Monte dei Paschi di Siena, основанному в 1472 году.
А крупнейшая корпоративная коллекция искусства — Deutsche Bank. С 70-х годов ХХ века, после принятия концепции «искусства на рабочем месте», которая должна была простимулировать интеллект сотрудников, Deutsche Bank стал активно вкладываться в произведения художников ХХ века.
В собрании банка около 60 тыс. произведений, цена на работы ряда художников выросла в десятки раз. Шедевры, в том числе картины Фрэнсиса Бэкона, Люсьена Фрейда, Василия Кандинского и Пита Мондриана, разбросаны по 926 офисам организации по всему миру.
UBS Art Collection, в которую входит более 35 тыс. произведений стоимостью более 220 млн $, возникла на основе двух швейцарских банковских арт-собраний Schweizerische Bankgesellschaft и Schweizerischer Bankverein, а также коллекции американской компании PaineWebber. Банк UBS сделал ставку на разнообразие и стал покупать произведения всего спектра арт-рынка — от работ Жан-Мишеля Баския и Сая Твомбли до Энди Уорхола и Виллема де Кунинга.
История JPMorgan Chase Art Collection началась в 1959 году, когда Дэвид Рокфеллер принял решение создать корпоративную коллекцию. Сначала в собрание покупали современное искусство США, затем постепенно подключили художников тех стран, с которыми банк вел дела. Итог — 30 тыс. предметов, в том числе произведения Роя Лихтенштейна, Энди Уорхола, Роберта Раушенберга, Джоан Митчелл, Синди Шерман.
История панъевропейского коммерческого банка группы UniCredit восходит к Средним векам, точнее к Rolo Banca, ломбарду в Болонье, созданному в 1473 году и, естественно, владевшему предметами искусства.
Сегодня группа банков UniCredit владеет гигантской коллекцией — от мастеров Возрождения и старых мастеров до ныне живущих авторов. Тинторетто, Франсиско Гойя, Густав Климт, Джорджо де Кирико наряду с молодыми художниками Центральной и Восточной Европы представлены в коллекции.
Так художественное собрание российского «ЮниКредит Банка», основанное в 1993 году (тогда это был еще «Международный московский банк»), включает работы художников поставангарда — Александра Древина, Надежды Удальцовой, Леонида Чупятова, Александра Лабаса и других.
Самой известной российской корпоративной арт-коллекцией было собрание «Инкомбанка», появившееся в 90-х годах. После кризиса 1998 года и признания банка банкротом корпоративная коллекция (где были современные художники, работы нонконформистов, авангардистов, живопись начала ХХ века и даже XVIII–XIX веков) была выставлена на торги аукциона «Гелос» в 2002 году.
Главный лот — «Черный квадрат» Малевича — был продан вне торгов за 1 млн $ бизнесмену Владимиру Потанину, тут же передавшему картину «Эрмитажу». Правда, в кулуарах говорили, что цена на Малевича была занижена в несколько раз.