Найти в Дзене

Не будет бояться – не будет соблюдать правила!

«Не будет бояться – не будет соблюдать правила» — это убеждение столь же ошибочно как и «боится – значит уважает»

Самый сильный аргумент, который приводит родитель, что бы ребенок соблюдал правило безопасности – это рассказ о последствиях, которые его ждут, если он будет эти правила соблюдать.

Как обычно действуют взрослые?

  • Если будешь от меня отставать, то потеряешься и больше никогда не увидишь маму и папу
  • Не разговаривай с незнакомцами, а то плохой дядя тебя заберет
  • Упадешь, поскользнёшься, ударишься, без шапки замерзнешь
  • Как стукнут тебя сейчас эти качели, шею свернешь, ногу сломаешь
  • Допрыгаешься, смотри по сторонам, а то сейчас машина собьет

И подобные установки называются «Прямой проекцией».

Другими словами, в такие моменты мы проецируем на самого ребенка, что с ним плохое и опасное может случится в опасной ситуации!

Как это воспринимают дети?

У детей очень хорошо развито образное мышление и образная память, поэтому в такие моменты ребенок в своем воображение не видит себя в роли жертвы и запечатлевает это у себя в памяти. По сути, у ребенка закрадывается страх перед этими ситуациями.

Вместо того чтобы его уберечь, мы наоборот вызываем боязнь конкретных событий. Ребенок думает что с ним может случится, что-то плохое. Если он вдруг попадает в потенциально опасное условие, вместо того чтобы правильно действовать он будет просто боятся.

Ученые раскрыли механизм чувства страха, исследователи из миланского университета Vita-Salute San Raffaele Universita (Милан), что реакцией на сильный страх может быть не только активация областей мозга связанных с эмоциями, но также и задействование центров контроля движениями. Ученые впервые провели исследования, которое подтвердило, что сильные эмоции парализуют движения человека.

Любопытно, что в исследовании приняли участие 150 детей в возрасте от 8 до 9 лет. За этими детьми наблюдали до подросткового возраста. В возрасте 14-15 лет все они снова прошли через тесты определяющие степень развития социальной тревожности, а также через функциональную магнитную резонансную томографию, для проверки реакции мозга на демонстрацию злых лиц.

Эксперименты показали, что когда подростку показывали злые лица, то у них отмечалась повышенная активность фомигдали, эта зона мозга, регулирующая эмоции, память и реакцию на угрозы.

Но одновременно к большому удивлению ученых, наблюдались процессы подавления в премоторной области. Это часть двигательной области головного мозга. А именно это зона готовит организм к действиям, при каких либо опасных ситуациях. Если же она подавлена, то человек просто «замирает» на месте. Эти данные еще раз подтверждает, что страх обезоруживает, он может парализовать ребенка.

Если вы не контролируете собственные опасения и если вы запугиваете детей, рассказывая ужасные истории, вы подрываете у них способность правильно реагировать в опасной ситуации.

И, вместо того чтобы встретить опасную ситуацию уверенным поведением и применить навыки самозащиты они окаменеют от страха. У них счетчик страха, автоматически включится.

Что поможет?

Чтобы рассказать ребенку о важности соблюдения тех или иных правил безопасного поведения без прямой проекции на них, можно активно использовать игровые развивающие формы обучения, где мы обучаем на примере персонажа, через игру. Показать варианты решения сложных проблем, через истории со сторонними героями, сказочными или вымышленными. Ребенок не будет в этот момент представлять себя в роли жертвы. А увидит ситуацию со стороны и сможет спокойно ее обсуждать. Подсказывать герою выход.

На примере этого персонажа он сможет понять, что стало причиной этой опасной ситуации, и как ее можно было избежать.

Это называется косвенной проекцией.

Опасную ситуацию можно слепить из пластилина, нарисовать, проиграть с игрушками, обсудить во время просмотра мультфильма, или чтения книги.