Найти тему
ArmInfo

Лицензия на деятельность Армянской АЭС может быть продлена до 2026 года

АрмИнфо.Как известно, на Армянской атомной электростанции реализуется программа по продлению срока эксплуатации второго энергоблока, важнейшим компонентом которой является повышение уровня безопасности ААЭС.  О процессе реализации проекта и не только - интервью корр. АрмИнфо Александра Аванесова с председателем Комитета по регулированию ядерной безопасности РА  Ашотом Мартиросяном

- Как бы Вы оценили проделанную на станции работу с точки зрения обеспечения ее безопасности?

В 2012 году правительством Армении было принято решение о продлении срока эксплуатации (ПСЭ) второго энергоблока Армянской АЭС на 10 лет

- до 2026 года. Данный проект стал основным, краеугольным вопросом в деятельности Комитета.  В частности, в задачу Комитета входит лицензирование  ПСЭ   в соответствии с требованиями норм, правил и программы,  утвержденными  правительством РА. Лицензированию подлежат те работы, которые связаны с важными с точки зрения  безопасности системами.  В 2011 году Комитетом была выдана лицензия сроком на 10 лет, после чего каждый год после проведения на станции планово-предупредительных работ, выполнения мероприятий по повышению безопасности, а также  перезагрузки свежим топливом выдается разрешение на продолжение эксплуатации.   1 апреля 2021 года истекает срок действующей лицензии.  Данная лицензия, после проведения соответствующих работ, установленных постановлением правительства РА N1085 от 2012г. может быть продлена до 2026 года.

- Вы упомянули о планово-предупредительных работах на станции. Известны ли уже сроки остановки АЭС?

- Станция планирует остановить работу 2-го энергоблока 15 мая. Во время ППР планируется выполнение типовых ремонтных работ, перегрузка

свежим ядерным топливом и продолжение работ, связанных с ПСЭ.  -  А

как бы Вы оценили уже проделанную на станции работу с точки зрения

обеспечения безопасности?

- К сожалению, проделанная работа пo ПСЭ пока не может полностью удовлетворить Комитет. И в том, с нашей точки зрения, повинны все

участники программы. Заказчик (ЗАО "ААЭС") не проявил должной компетенции и ответственности. Между тем, все работы необходимо

было планировать заранее, заключая соответствующие договора, чтобы

подрядчик и субподрядные организации  своевременно знали о

предстоящих работах и размещали заказы на поставки оборудования и

услуг.  Но этого пока, к сожалению, не происходит, что и вызывает

обеспокоенность Комитета.  Надеемся, что в предстоящий период все эти вопросы будут урегулированы.

- Одним из серьезных вопросов повестки является проблема с утилизацией отработанного ядерного топлива. Как будет решаться эта

задача на ближайшую перспективу?

- У нас имеется достаточно удачный пример по хранению отработанного ядерного топлива. На площадке станции при участии

компании "Фраматом" в свое время построено хранилище сухого хранения ОЯТ (СХОЯТ) модульного типа по американской технологии NUHOMS-24.

Проектный срок его эксплуатации - 50 лет. В настоящее время действуют две очереди, и вопрос уже стоит о третьей. В 2000 году

Комитетом было выдана лицензия на его эксплуатацию. Специалисты США провели исследования своих хранилищ после 10 лет эксплуатации и

выяснили, что хранилища такого типа могут эксплуатироваться 70 лет. Данное хранилище интересно еще и тем, что в нем нет активных

элементов. Тем не менее, проблему с ОЯТ рано или поздно необходимо будет решать.   Возможно, в будущем, будут разблокированы дороги, что позволит его вывезти  или появятся другие пути его утилизации.

- Совсем недавно эксперты ЕС провели исследования, по результатам которых был подготовлен доклад, в котором в целом проделанная работа по разработке Национального плана действий по стресс - тесту  ААЭС была оценена положительно. В то же время, были внесены предложения, которые, впрочем, носили расплывчатый характер.  Не могли бы Вы уточнить суть этих предложений?

- реализация мероприятий по Национальному плану действий выполняется медленнее, чем хотелось бы. Европейский Союз оказывает техническое

содействие ААЭС по ряду вопросов. В частности, ААЭС будут предоставлены мобильные насосы, генераторы и будут выполняться

работы по повышению плотности гермозоны ААЭС. В первую очередь, речь в предложениях идет о повышении сейсмической безопасности

станции, на основании которых разработана Программа переоценки сейсмической безопасности ААЭС, которая одобрена со стороны МАГАТЭ и соответствует  требованиям ЕС.

- Ныне действующий закон "О безопасном использовании атомной энергии в мирных целях" был принят еще в 1999 году, имеются ли планы

по разработке нового атомного закона,

- Вы правы. Прошло уже больше 20 лет со дня принятия закона. Правда, за указанный период в закон вносились изменения и дополнения, но с учетом современных требований, новых стандартов МАГАТЭ и директив ЕС возникла необходимость в разработке нового закона.  Полагаем, что работа в данном направлении будет завершена до конца 2020 года, после чего в первой половине 2021 года он будет направлен на экспертизу в МАГАТЭ  и ЕС, и после получения предложений и замечаний к концу 2021 года будет представлен на рассмотрение правительства, а затем и Национального Собрания РА.

- Какие еще объекты находятся в поле зрения Комитета?

- В основном, это медицинские учреждения, промышленные предприятия, научные и исследовательские центры. Проводится лицензионная работа с Ереванским Институтом физики.

- Вопрос, как к эксперту: Вы верите в возможность строительства в Армении нового атомного блока?

- Вопрос действительно не к нам. Я просто могу высказать свою личную точку зрения. Мы изучаем вопросы безопасности современных блоков, и в случае принятия правительством РА окончательного решения,

готовы приступить к лицензированию. В настоящее время все больше склоняются к небольшим модульным блокам. К примеру, совсем недавно

Украина заключила соглашение с Канадой о строительстве 6 новых модульных АЭС с установленной мощностью в 160 Мвт каждая.  Причем, финансирование под данные проекты уже открыто. В любом случае, это вопрос не к комитету.

Спасибо за интервью