Процессы демократизации и гуманизации российского общества затрагивают все области образования, в том числе и организацию специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время актуальным направлением модернизации современного общего и специального образования выступает интеграция, понимаемая как предоставление права и возможности человеку с ограниченными возможностями здоровья участия во всех видах социальной жизни, в том числе и образовании, наравне с остальными членами общества. Интегрированное образование подразумевает включение нетипичного ребенка в среду нормально развивающихся сверстников в условиях обычной массовой школы.
Интеграция основывается на концепции «нормализации». Принципы нормализации закреплены рядом международных и российских правовых актов: Конвенцией о правах ребенка, Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Декларацией о правах инвалидов, Законом об образовании и др. К основным принципам нормализации относятся следующие:
1. Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых – потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке.
2. Ребенок должен вести жизнь, максимально приближенную к нормальной.
3. Лучшим местом для ребенка является его родной дом, поэтому нельзя разлучать на длительное время ребенка с семьей.
4. Учиться могут все дети, значит всем должна предоставляться возможность получить образование.
В России в настоящее время развивается две формы интеграции – интернальная (внутри системы специального образования) и экстернальная (взаимодействие специального и массового образования). Проблема интегрированного обучения дискуссионная, особенно такого её направления, как экстернальная интеграция. Обучение в условиях массовой школы детей и подростков с отклонениями в развитии имеет свои плюсы и минусы. Очевидным плюсом является то, что в процессе совместного образования обычных и нетипичных детей в одном классе массовой школы устанавливаются более тесные взаимоотношения между детьми разных групп и категорий. Условия массовой школы, несомненно, расширяют круг и направленность общения нетипичного ребенка, приучают его к жизни в среде нормально развивающихся детей. К отрицательной стороне интегрированного обучения в массовой школе можно отнести ограниченность возможности специального интегрированного обучения, которая обусловлена недостаточностью подготовки педагогических кадров к работе с особыми учащимися, психологической совместимостью разных групп детей, неготовностью обычных детей к взаимодействию с детьми с особыми нуждами, неготовностью учащихся с особыми образовательными потребностями к условиям массового учебного заведения.
Н. Н. Малофеев, исследуя эволюцию отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии, выделяет пять периодов, через которое прошло общество, от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии. В Западной Европе и США ведущей тенденцией текущего пятого периода эволюции отношений является интеграция людей с различными отклонениями в развитии в общество. Россия, по мнению ученого, в 1991 году была только на границе перехода к этому периоду, причем Н.Н. Малофеев считает, что подход к интеграции в нашей стране возможен и через такие формы интегрированного обучения, как организация специальных классов в общеобразовательной школе, таких, например, как классы коррекционно-развивающего обучения.
С каждым годом увеличивается число детей с легкой патологией, которые обучаются в массовой школе. Международные правовые акты и российский закон об образовании гарантируют каждому право выбора места и способа обучения. В настоящее время массовая общеобразовательная школа, обычные детские сады уже приняли в свои стены первых детей с различными отклонениями в развитии, имеющих особые образовательные потребности. Эти дети нуждаются в специально организованном образовательном процессе, в котором помимо обучения и воспитания должна проводиться специально организованная коррекционно-развивающая работа.
На необходимость организации интегрированного обучения в стенах массовой школы указывал Л. С. Выготский. Он писал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника – слепого, глухого или умственно отсталого ребенка – в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм. Поэтому Л.С. Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Причем, компенсацию он понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что воспитателю в работе с ребенком, имеющим дефекты развития, приходится иметь дело не столько с биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями. Л. С. Выготский считал, что широчайшая ориентировка на нормальных детей должна служить исходной точкой пересмотра специального образования. Никто не отрицает необходимость последнего, но специальные знания и обучение нужно подчинить общему воспитанию, общему обучению.
Впоследствии идея Л.С. Выготского материализовалась в практике работы школ Западной Европы и США и только в последние годы начинает все активнее воплощаться в России.
Наше общество в настоящих экономических и социально-политических условиях еще полностью не готово принять этих детей в качестве полноценных членов. Кроме того, в общеобразовательных школах нет условий для интегрированного обучения этих детей, а именно: отсутствуют специально обученные педагоги, психологи, социальные работники, нет специального оборудования и технических средств для коррекционных занятий, а также специальных коррекционных и психоразвивающих программ. Большинство этих детей в массовых школах не получают никакой специальной помощи.
Л.М. Шипицына и Л.П.Назарова, анализируя историю развития почти 30-летнего зарубежного опыта, выделили следующие условия, при которых интеграция идет успешно:
– демократическое общественное устройство с гарантированным соблюдением прав личности;
– финансовая обеспеченность, создание адекватного ассортимента коррекционно-образовательных услуг и специализированных условий жизнедеятельности для детей с проблемами в развитии в структуре массовой школы;
– ненасильственный характер протекания интеграционных процессов, возможность выбора, альтернативы при наличии гарантированного перечня образовательных и коррекционных услуг, предоставляемых системой образования лицам с проблемами в развитии.
До сих пор в нашей стране к интеграции в образовании относятся с определенной сдержанностью. Родителям, у которых оказался ребенок с отклонениями в развитии, рекомендуют поместить его с самого начала в специальное учреждение. Причины, которые при этом обычно указываются, относятся к тому, что общеобразовательные школы не укомплектованы специальными кадрами, и что дети не смогут получать полный набор необходимой помощи, если они будут посещать обычные классы в этих школах. Кроме того, идея интегрированного обучения не всегда встречает одобрение учителей и руководства массовых школ. Больше всего при обсуждении проблем интегрированного обучения педагогическую общественность интересуют вопросы, все ли дети потенциально могут быть интегрированы, каким образом решить проблему отношений к этим детям в среде родителей, детей, учителей, в школах, в государственных образовательных органах и как обеспечить средства, необходимые для эффективной интеграции.