Манила. В то время как глобальное внимание сосредоточено на быстро распространяющейся эпидемии Covid-19, усиливающаяся напряженность между США и Китаем в Южно-китайском море представляет собой еще одну растущую угрозу региональной стабильности. На прошлой неделе Пентагон объявил, что китайский военный корабль выстрелил из лазера военного класса по самолету наблюдения ВМС США P-8 во время выполнения рутинной миссии в оспариваемом морском районе.
Известные как «ослепители», подобные лазеры могут временно ослепить пилотов, излучая мощный свет на огромное расстояние. «Действия эсминца ВМС Китая были небезопасными и непрофессиональными», – говорится в заявлении Тихоокеанского флота США, – «Лазеры оружейного класса потенциально могут нанести серьезный ущерб экипажу и морякам, а также корабельным и авиационным системам». Пентагон также начал кампанию в социальных сетях, а официальный аккаунт ВМС США в Instagram обвинил Китай в нарушении «Кодекса незапланированных встреч на море» – многостороннего соглашения, достигнутого на симпозиуме ВМС западной части Тихого океана в 2014-м году с тем, чтобы уменьшить вероятность инцидентов на море. Пентагон также предупредил Китай, что, если он хочет играть в «лазертаг», то Вашингтон, как ожидается, подаст официальную дипломатическую жалобу в связи с инцидентом с лазером в ближайшие дни.
Это будет не в первый раз: в 2018-м году американские чиновники предупредили пилотов, что китайская авиабаза в Джибути, возможно, нацеливала на самолеты «лазерные лучи военного класса», в результате чего Вашингтон подал официальную дипломатическую жалобу в Пекин. Инцидент с лазером указывает на потенциальный новый виток провокаций в спорной акватории, где и Китай, и США втянуты в ожесточенную борьбу за господство.
Стратегические аналитики сейчас взвешивают, может ли более широкая напряженность между США и Китаем, в том числе в связи с их нерешенной торговой войной и горячими словами и претензиями на фоне китайского вирусного кризиса, обострить ситуацию в Южно-китайском море. Последняя провокация Китая произошла на фоне усиления «свободы судоходства» (FONOPs) в морской зоне, включая маневры, которые, как утверждает Китай, нарушили его суверенитет над различными морскими объектами, которые он превратил в полноценные острова.
В прошлом году США провели рекордные девять FONOPs свободы в Южно-китайском море, по сравнению с пятью в 2018-м году и шестью в 2017-м году. В январе американский военный корабль для прибрежного плавания класса «Индепенденс» Montgomery провел первый американский FONOP 2020-го года, проплыв в нескольких морских милях от заявленного Китаем рифа «Огненного креста» (Fiery Cross Reef). В прошлом месяце США развернули ракетный эсминец USS Wayne E Meyer в 12 морских милях от рифов «Огненный крест» и «Озорство» (Mischief reefs), двух крупнейших искусственно созданных островов в море. По сообщениям, это был первый случай, когда американский военный корабль оспорил претензии Китая на два сухопутных объекта и прилегающие к ним воды в рамках одной операции.
Полковник Ли Хуамин, представитель командования Народно-освободительной армии (НОАК) на южном театре военных действий, обрушился на США за «действия в качестве гегемона и в незнании международных законов и правил». Он предостерег США от подобных провокационных действий, чтобы избежать любого непредсказуемого инцидента. «Наши войска будут принимать все необходимые меры для решительной защиты национального суверенитета и безопасности, а также твердо защищать мир и стабильность в Южно-китайском море», – добавил военный представитель.
Пентагон, со своей стороны, поспешил оправдать свои последние FONOPs, которые неуклонно увеличивались в частоте при администрации президента Дональда Трампа. Реанн Моммзен, представительница 7-го флота США, утверждала, что «все операции разработаны в соответствии с международным правом и демонстрируют, что Соединенные Штаты будут летать, плавать и действовать везде, где это позволяет международное право». В июле 2016-го года Арбитражный суд в Гааге, созданный под эгидой Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS), признал недействительной так называемую «карту с девятью черточками», которая фактически претендует на 90% территории Южно-китайского моря.
Историческое постановление, которое благоприятствовало некоторым филиппинским претензиям на острова в Южно-китайском море, также осуждало экспансивную и экологически вредную мелиоративную деятельность Пекина и принудительные действия в морском районе. Китай отказался выполнять это постановление, в котором отсутствовал механизм принуждения. Тем временем США настаивают на том, что их FONOPs соответствуют UNCLOS и основанному на международном праве вердикту Арбитражного суда. Проплывая в пределах 12 морских миль от искусственно созданных островов, Пентагон напрямую оспаривает право собственности Китая на эти объекты и прилегающие к ним воды и ресурсы.
В то же время есть признаки того, что Вашингтон все больше беспокоит быстро растущая военная мощь Китая и быстро растущие издержки противодействия и сдерживания его морских амбиций. «Ставки в конфликте с Китаем ... огромны», – сказал Чад Сбрагиа, заместитель помощника министра обороны США по Китаю, – «Это длительный процесс. Мы должны быть ловкими, умными». Выступая в феврале перед американо-китайской комиссией по обзору экономики и безопасности (US-China Economic and Security Review Commission), официальный представитель Пентагона заявил, что США должны «создать и развернуть более смертоносные, устойчивые совместные силы» для противодействия растущему военному потенциалу Китая.
Растущие трения с давними союзниками усиливают стратегические опасения Америки. Решение Филиппин в прошлом месяце отменить свое десятилетнее соглашение о посещении Вооруженных сил (Visiting Forces Agreement (VFA)) с США, которое позволяет размещать американские войска и технику на филиппинской территории, вызывает особую озабоченность. Этот шаг, если он действительно будет осуществлен к августу этого года, значительно подорвет способность Америки проецировать свою мощь в западный регион Южно-китайского моря. Сбрагия, со своей стороны, отметил, что этот шаг Манилы не стал для него неожиданностью. «Это соревнование», – заявил чиновник, – «У нас должен быть очень ясный взгляд на эти вещи, так как эти страны подвергаются все большему давлению со стороны Китая».
РИЧАРД ДЖАВАД ГЕЙДАРЯН