Прозвище «воздушный хулиган» относят, прежде всего, к Валерию Чкалову, который нередко выкидывал в воздухе «номера, граничащие с хулиганством» (из его характеристики).
Наш сегодняшний рассказ о молодых лейтенантах - «воздушных хулиганах» времен войны. Причем, хулиганили они не только в воздухе, но и на земле. Так, в архиве Военной коллегии мне довелось найти донесение о том, что летом 1944 года в 268-м батальоне авиационного обслуживания сотрудниками «Смерша» была выявлена созданная молодыми офицерами подпольная организация. Называлась она так: «Хулиганская организация «Союз холостяков авиационных военных лейтенантов».
«Союз» учредили десять лейтенантов. Их сборища, по докладу начальника Особого отдела 2-го Белорусского фронта «сопровождались коллективными пьянками, нецензурной бранью и другими хулиганскими действиями». В числе основных пунктов обвинения фигурировал и такой – «участниками этой организации была составлена хулиганская песенка на мотив Государственного гимна СССР»[1]. Особисты по этому поводу сокрушались:
- В 37-м за это всех бы к стенке поставили. А теперь приходится мелочевку вменять.
Мелочевкой была часть 2 ст. 74 УК РСФСР, предусматривавшая наказание за буйное хулиганство до 5 лет лишения свободы. Главные инициаторы созданного «Союза холостяков» лейтенанты Воронов и Исаков были преданы суду по этой статье, а остальных разжаловали в рядовые и направили искупать вину на передовую.
Еще о двух лейтенантах-хулиганах, воевавших в морской авиации, стоит рассказать подробнее.
Летчик 47-го штурмового авиаполка, Герой Российской Федерации (1995, посмертно) старший лейтенант Глухарев Виктор Яковлевич (1922-1978)
В.Я. Глухарев родился в селе Сергиевское (ныне – г. Плавск) Тульской области. В годы войны воевал в штурмовых авиаполках ВВС Черноморского, а затем Балтийского флотов.
Совершил около 200 боевых вылетов, в том числе 149 – на Ил-2. Являлся уникальным мастером бомбо-штурмовых ударов, уничтожил более 20 кораблей противника общим водоизмещением 23500 тонн.
Вместе с тем, Глухарев неоднократно наказывался за «воздушное хулиганство» в дисциплинарном порядке. Приказом командующего Балтфлотом от 19 августа 1944 года был за это даже снят с должности заместителя командира эскадрильи.
В 1945 году его представляли к званию Героя Советского Союза, но представление не было реализовано по тем же причинам. Среди очередных хулиганских выходок Глухарева – «разборка» с летчиком звена, проявившем малодушие в боевом вылете, а также сбривание верхушек деревьев: «во время штурмовки огневых батарей противника допустил воздушное хулиганство, которое чуть не стоило ему самому и его ведомым жизни, он вывел самолет из пикирования настолько низко, что стал брить верхушки деревьев»[2].
При посадке из радиатора самолета техникам пришлось вынимать ветки от деревьев.
И это не единственный случай хулиганства такого рода. Летчик 95-й авиаэскадрильи ВВС Черноморского флота Федор Петрович Мордовец в 1943 году оказался в штрафной части на Малой Земле за то, что, возвращаясь на аэродром после боя решил «показать класс» - прошел на бреющем слишком низко, зацепившись крылом своего У-2 за дерево.
В июне 1944 года гвардии лейтенант Мордовец погиб, его штурмовик Ил-2 был сбит под Выборгом.
Глухарев погиб в автомобильной катастрофе 28 декабря 1978 года.
Командир звена 35-го штурмового авиаполка (ВВС КБФ) лейтенант Богданов Николай Васильевич (1920-1945)
Н.В. Богданов родился в г. Верхнеднепровске Днепропетровской области. С января 1943 года воевал в составе штурмовых авиаполков ВМФ. Совершил более 100 боевых вылетов и потопил немало вражеских судов.
В то же время, говоря словами его сослуживца летчика-штурмовика Остапенко, "это был легендарный летчик, но много и грубо хулиганил»[3]. За различные «хулиганские» провинности его наказывали в дисциплинарном порядке, переводили в буксировочную эскадрилью и даже судили[4].
Вот что написано об этом выдающемся летчике-штурмовике, по всем показателям достойном награждения, но так и не получившем Золотой Звезды Героя: «Николай Богданов одинаково прославился как своей отвагой, так и склонностью к алкоголю… Он летал как дьявол… Hо в пьяном виде часто вытворял самые невероятные вещи. Когда после освобождения Hовороссийска командование направило бумаги с ходатайством о награждении его Золотой Звездой, Богданов выпил пару стаканов, сел в Ил-2 и полетел навестить свою маму. Один раз его отправили в штрафбат, откуда он вернулся кавалером медали «За отвагу» и, имея при себе ППШ, с которым никогда больше не расставался. В феврале 1944 года его приговорили к 8 годам лагерей с отсрочкой исполнения приговора до конца войны и разжаловали в рядовые…»[5].
24 апреля 1945 года при возвращении с боевого задания Ил-2 Богданова был подбит зенитной артиллерией, загорелся и взорвался в воздухе. Лейтенант Н.В. Богданов и воздушный стрелок старшина Г.В. Игнатьев погибли. Похоронены в Пиллау (ныне – Балтийск).
[1] Архив Военной коллегии, оп. 1 д. 285, с. 568, Доклады о судимости офицерского состава в 1944 г.
[2] Гиляревский В.П. Война: Морские летчики. О боевом пути 47-го штурмового авиаполка ВВС ВМФ. В 2-х томах. 1992.
[3] Там же.
[4] 15 февраля 1944 года Богданов осужден военным трибуналом на 8 лет лишения свободы, с отсрочкой исполнения приговора и лишением воинского звания «младший лейтенант». 25 апреля 1944 г. приговор был отменен.
[5] Егерс Е.В. Советская морская авиация во второй мировой войне. Рига. Торнадо. 1998.