Найти в Дзене

Операция "Nimrod": как SAS стал образцом элитного спецназа.

30 апреля 1980 года, Лондон. У входа в Иранское посольство стоит человек и пъет кофе, разговаривая попутно с консьержем. Типичный, немного холодный день, совсем скоро войдет в историю как одно из главных событий в истории Великобритании.

В это время в Иране происходят страшные вещи. Из-за притеснений арабов на территории страны начинается настоящий сепаратизм в провинции Хузестан. Ещё с 1946 года партия Эль-Саадех ведет борьбу за независимость этого региона от Ирана. Та же цель и у Фронта Освобождения Арабистана (так называли Хузестан арабы) . Никто и подумать не мог, что эти события отразятся на Великобритании.

Хузестан на карте Ирана
Хузестан на карте Ирана

Вернёмся на Принцесс Гейт 16. В 11:30 шестеро вооруженных людей врываются в Иранское посольство захватив его за 3-5 минут. Тревор Локк, бывший в это время на дежурстве в качестве констебля, оказался одним из первых заложников. Не успев даже вытащить револьвер (что в последствии сохранит ему жизнь), его и других схватили, и повели в одну из комнат.

Очень быстро о заложниках узнали в Херефорде - штаб-квартире 22 полка SAS. Информация поступила напрямую к подполковнику Майку Роузу - командиру полка. Он немедленно отправил туда оперативную группу.

В это время полиция и правительство старались максимально оперативно оценить обстановку, сделать её контролируемой. Вот как вспоминает эти часы переговорщик полиции DCI Макс Вернон:

Когда вы думаете о том, что есть несколько вооруженных террористов и у них заложники, которые в опасности... Они изолированы в доме, не могут ни с кем общаться, кроме полиции. Они не могут даже получить сигареты не прося об этом. Всё, что им требуется, надо просить. Через какое-то время это психологически давит.

Полиция в срочном порядке начала расследование, нужно было понять, кто такие террористы и сколько заложников у них. Следствие выявило, что эти люди из Демократического Революционного Фронта Освобождения Арабистана, а так же неожиданный факт - террористов было 7. По данным BBC, 7-ым был иракский разведчик Сэмми Мухаммед Али - идейный вдохновитель и организатор теракта. Он завербовал и обучил участников в Багдаде, поставил им оружие. Во время захвата он уже был в самолете, который летел в Ирак.

Иранское посольство в Лондоне
Иранское посольство в Лондоне

Как оказалось, двое из заложников сами были из BBC: оператор Крис Крамер и звукорежиссёр Сим Харрис. Также там был журналист из Сирии Мустафа Каркути. Он мог говорить с ними по арабски:

Мы говорили им: "Если хотите гласности, лучшее решение для вас - сдаться. Вы получите все мировые СМИ в посольстве, а потом объявите свои требования".

Они не сдались, но использовали СМИ чтобы изложить свои требования:

  • Уважение их прав;
  • Независимость Арабистана;
  • Освобобождение из тюрьмы в Иране 91 политического заключенного;
  • Безопасный проход для них в любой указанный ими пункт назначения.

Очевидная трудность в выполнении этих требований была в том, что отношения Великобритании и Ирана были довольно враждебные. В свою очередь правительство Ирана считало, что это очередная провокация западных спецслужб против них.

Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер настаивала на применении британского законодательства против террористов, однако считала обязательным мирное урегулирование конфликта. Как она сама позже заявляла:

Правительство Ирана не собиралось уступать этим (террористическим) требованиям. Мы же в свою очередь не собирались позволят террористам держать заложников. Я осознавала, что, хоть ситуация была другая, это была попытка использовать воспринятую слабость Запада, тот же захват заложников в американском посольстве в Тегеране. Моя политика состоит в том, чтобы разрешить кризис мирным путём, без излишнего риска для жизни заложников, но, прежде всего, для обеспечения того, чтобы терроризм был побеждён.

Был созван COBR (Cabinet Office Briefing Room) во главе с министром внутренних дел Вилли Уайтлоу. Также в него входили: старшие должностные лица министерства обороны и иностранных дел, представители SAS, MI5 и столичной полиции.

Посольство Ирана (изображение Google)
Посольство Ирана (изображение Google)

Утром второго дня посольство Ирана официально заявило: они не станут освобождать заключенных. Отказываться от богатого нефтью Хузестана Иран тоже не будет.

От этого террористы не на шутку разозлились. Салим (настоящее имя Оан) установил крайний срок в полдень. Если требования не будут выполнены, террористы убьют часть заложников.

Сим Харрис из BBC вспоминает об этом дне:

Я думаю, что большинство из нас были охвачены паникой. Очень, очень страшно... Вы действительно начинаете думать, что Вашу пенсию BBC собирается оставить жене.

В это время Крис Крамер задумал побег, показав, что он сильно приболел. Тревор Локк сказал, чтобы он сообщил властям всю информацию о численности и вооружении захватчиков. Террористы, смягчившись, отпустили больного. Крамер вышел наружу и обнял ожидающего полицейского.

Всё это время отряд SAS усердно готовился к штурму. Помимо ценных данных Крамера нашли смотрителя здания посольства. Каждый шаг репетировали в казармах Риджентс-парка.

Карта местности Принцесс Гейт 16. Здание B - иранское посольство. Смежные с ним здания были заняты SAS и полицией.
Карта местности Принцесс Гейт 16. Здание B - иранское посольство. Смежные с ним здания были заняты SAS и полицией.

На третий день ситуация ухудшилась. Салим разозлился, что ему оборвали телефонные линии. Тревор Локк убедил его, чтобы он поговорил с полицией. Констебль закричал из окна первого этажа, что Салим убъет заложника, если ему не будет предоставлен телефон. Ему отказали. Тогда Салим потребовал связи с BBC. Сразу приехал управляющий редактор BBC TV News Тони Крабб. Ему передали новые требования:

  • Автобус в Хитроу для всех в посольстве;
  • Арабского посла;
  • Самолет для террористов с рейсом в любую указанную точку.

Выполнить эти требования также было проблематично. Никто не хотел, чтобы проблемой короны занимались иностранцы. Могли довериться только Иордании, но посол отказался прибыть.

Специалисты вскрывают стену соседнего здания, чтобы провести в посольство микрофоны и камеры
Специалисты вскрывают стену соседнего здания, чтобы провести в посольство микрофоны и камеры

На следующий день Салим снова потребовал Крабба. Ему не понравилось, что требования показали лишь накануне. Стоя рядом с переговорщиком, он согласился зачитать новость, но лишь тогда, когда террористы освободят ещё двух заложников. Сначала освободили беременную Хиеч Кандзи, а после пакистанского учителя Али Гила Ганзафара.

SAS в ту ночь не спали. Небольшой взвод обнаружил стеклянное окно в крыше. Грегори Фремонт-Барнс описывает эту ситуацию так:

Команда осторожно пробралась через крышу, избегая антенн и проводов. Разведчик обнаружил просвет в посольстве. Один из них проверил, было-ли окно заблокировано. Было. В течении четверти часа оперативники пытались отогнуть полосу свинцовой гидроизоляции. Попытка принесла успех: они открыли окно в крыше.

Однако лезть внутрь не стали - было опасно.

Экипировка SAS во время операции
Экипировка SAS во время операции

На пятый день террористы освободили ещё одного заложника. Разведка совершенно точно сообщала: шесть вооруженных человек с автоматическим оружием и гранатами. Чтобы скрыть звуки монтажных работ для установления микрофонов и камер, государственные службы устроили вокруг здания шумы. Полёты самолетов проходили над зданием, а рядом работала газовая служба.

5-го мая ситуация обострилась. В 10 часов утра пришла зловещая телеграмма от правительства Ирана, адресованная заложникам:

Мы уверены, что вы все готовы к мучинеческой смерти вместе со своей страной.

Лавасани, иранец, пресс-секретарь и сторонник своего правительства эту мученическую смерть принял: его труп выкинули из дверей, где его подобрали. После последовали ещё выстрелы, однако мертвый был только он.

Это был знак для всех в COBR и для премьер-министра - нужно начать штурм. Не прошло и получаса, как 20 оперативников уже были на начальных позициях.

План штурма был таков: взвод разделяется на Red Team и Blue Team. Red Team состояла из 4 групп по 4 человека и охватывала верхние этажи. Одна группа через световой люк проходит во внутрь здания с крыши, другая группа проходит через балконы четвертого этажа, две последние через балконы третьего (эти три группы заходили с заднего фасада здания). Blue Team состояла из 2 групп по 2 человека и охватывала нижние этажи. Одна группа проходила через балкон второго этажа переднего фасада, а другая через подвал. Всю территорию оцепили снайперы.

Вооружение SAS было самым эффективным для такого вида операций. Пистолет-пулемёт Hekler&Koch MP5 с закреплённым фонарём (операция проходила в темноте), обеспечивающий высокую кучность стрельбы и при этом малую отдачу, пистолет Browning High-Power MP-35 и светошумовая граната, которая причиняла минимальный физический вред: взрыв-пакет был упакован в картон, а металлический детонатор аккуратно отстреливался вверх.

Hekler&Koch MP5
Hekler&Koch MP5
Browning High-Power MP35
Browning High-Power MP35

К сожалению, проблемы начались сразу. Лидер Read Team запутался в тросе при спуске и помогавший ему напарник сломал стекло, тем самым нарушив неожиданный манёвр, а оперативнику из Blue Team пришлось применить все возможные приемы жестикуляции, чтобы заложник отошёл от окна, где стояла взрывчатка.

Штурм начался в 19:23 и ознаменовался взрывами оконных рам посольства, из-за чего началось возгорание. Сразу были брошены светошумовые гранаты и гранаты со слезоточивым газом. Чтобы отвлечь внимание террористов, штурм проходил во время переговоров.

Из-за огня запутавшийся спецназовец получил сильнейшие ожоги и травмы: напарники с крыши срезали ему канат, да бы он не сгорел заживо, однако он упал с 3-ех метровой высоты. Взрывы сострясли здание и обломки перекрыли одной и групп проход на позицию. На вход в посольство SAS потратили 3 минуты. Слишком много.

Запутавшийся в тросе спецназовец
Запутавшийся в тросе спецназовец

Сразу на первом этаже оказался террорист. Оперативник SAS вспоминает:

Тогда мы были внутри. Мы быстро бросили гранаты и продвинулись вперед. Раздавались грохочущие удары и ослепительная вспышка, когда взрывались гранаты. Предназначенные для дизориентации противника которые были в комнате, они - настоящая находка. Я огляделся, светошумовые зажгли занавески, очень плохо. Нет времени тушить огонь. Продолжай идти. Мы пронеслись по комнате и услышали крики. Побежав на звук, увидели как террорист борется с человеком, дежурещим в посольстве - Локк.

Локку быстро приказали отпрыгнуть от Салима, что он и сделал. Около 20 пуль за 2 секунды пронзили тело лидера теракта. Локк потом говорил BBC:

Он был одет в черный камбинезон, маску и имел футуристический пистолет. Когда я перевернулся, услышал выстрелы. Оглянулся, а там лежал Салим, абсолютно безжизненный. У него было линия пулевых отверстий, идущих по диагонали от его глаза к груди.
Взрыв на втором этаже переднего фасада.
Взрыв на втором этаже переднего фасада.

Услышав начало штурма, террористы начали стрельбу по заложникам. 2 были ранены и 1 убит. Потом хронология расходиться: в одном случае говорится, что заложникам удалось убедить террористов сдаться и они выкинули оружие на улицу, но оперативники всё равно их застрелили. В другом случае террористы специально сделали вид, что сдаются, да бы подорвать себя с заложниками и спецназом. Как бы то не было, их ликвидировали. Ещё одного убили в офисе.

Поняв, что здание рушится и горит, SAS решили вывести людей из здания. Выстроившись в цепочку, они "кидали" в друг друга заложников, выводя их на улицу. Казалось, всё идёт по плану, но вдруг Пит Виннер, участник операции, кое-что заметил:

Он наравне со мной. Потом я вижу - русская осколочная граната. Я мог видеть колпачок детонатора торчащей из его руки. Я взял в руки MP5 и переключил на предохранителе "автомат". Но сквозь дым я увидел нескольких своих у подножия лестницы в коридоре. Дерьмо! Я не могу стрелять. Пули пройдут через террориста и прямо в них. Я должен обездвижить ублюдка. Инстинктивно я поднял MP5 и ударил его прикладом в шею. Он рухнул вперед на пол смятой кучей. Звук выпускаемых в него магазинов был оглушительным. Когда он дернулся и его рука раскрылась, граната выкатилась. В ту секунду мой разум был наполнен адреналином. Я смотрел на гранату вечность. Но то, что я увидел, дало мне чувство облегчения. Она не была активирована. Всё будет хорошо.
Пит Виннер обездвиживает террориста
Пит Виннер обездвиживает террориста

Вскоре всех вывели на улицу. Однако были убиты лишь 5 захватчиков. Где ещё один? Ответ дал Сим Харрис, указавший на одного из лежавших. Его быстро скрутили.

В итоге штурм завершился за 15 минут и имел феноменальный успех. Был убит лишь один заложник (Лавасани фактически был убит до штурма), двое ранены, все террористы ликвидированы. Хотя в плане гарантировали лишь 60% выживших заложников. Маргарет Тэтчер приехала сразу поздравлять профессионалов.

Маргарет Тэтчер с оперативниками SAS
Маргарет Тэтчер с оперативниками SAS

Конечно, можно говорить о том, что SAS очень сильно повезло во многих моментах. Террористы не стали убивать всех заложников, хотя вполне могли. Один из спецназовцев мог сгореть заживо или упасть с 7-метровой высоты на бетон. Или же здание могло попросту сгореть. Однако стоит подметить, что 22 полк SAS был собран из элиты и штурм отрабатывали сотни раз. Стратегия и техника выполнения задания были практически идеальны, что абсолютно точно подтверждает: SAS можно считать элитой спецназа.

Источники:

  1. forces.net Ключ доступа: https://www.forces.net/news/day-sas-became-famous-operation-nimrod-and-iranian-embassy
  2. modernarmy.ru Ключ доступа: http://www.modernarmy.ru/article/399/operaciya-nimrod-shturm-iranskogo-posolstva
  3. bezpekavip.com Ключ доступа: https://bezpekavip.com/terror/terrorism/operaciya-nimrod-zahvat-iranskogo-posolstva-v-londone
  4. vimpel-v.com Ключ доступа: http://vimpel-v.com/security/operation_spez/985-osvobozhdenie-zalozhnikov-v-iranskom-posolstve-operaciya-nimrod-london-5-maya-1980-goda.html
  5. youtube.com Видео: