(2019, Россия)
Не собираюсь вступать в полемику с теми, кто остался от этого фильма в восторге. Потому что по большому счёту спорить тут нечего. "Холоп" являет собой типичную рождественскую мелодрамку с элементами сказки и комедии, вышел в прокат на новогодние праздники и, в общем-то, свою задачу выполнил. И даже перевыполнил, поскольку собрал на начало февраля в кинотеатрах свыше 3 млрд. рублей (при бюджете в 320 млн. руб). Благодаря чему он пинками согнал с дороги прежнего рекордсмена-соотечественника - баскетбольно-героическое "Движение вверх", - и сегодня уступает по сумме сборов лишь "Аватару".
Весьма недурственно. Хотя последний опять не уйдет курить в тамбур, ибо покрыть разрыв между ними в полмиллиарда "деревянных" "Холопу" уже нереально. А значит, свергать Кэмерона с пьедестала, где тот торчит 11 лет, будет кто-то другой. Как знать, вероятно, что и "Холоп 2", который при столь феноменальном успехе оригинала, разумеется, уже заявлен в производство.
Понятно, что любые недоуменные вопросы к ним авторы картины кроют универсальным козырем "Так то ж сказка, в ней всё понарошку!". Однако от некоторых слишком выпуклых странностей этой картой не отобьешься.
Например, мы видим, что сам главный герой, зажравшийся сынок олигарха Гриша, глуповат и с него взятки гладки. Вот только мозги-то ему в воспитательных целях пудрят, кажись, умные люди. Которые должны бы знать о таком мощном средстве воздействия на среднестатистического мажора, как тяжелый крестьянский труд от зари до зари.
Ясное дело, что никакого облагораживающего эффекта это само по себе не даст (подобные бредни нынче, по-моему, уже никто всерьез не озвучивает). Тем не менее для эмоциональной и физической встряски подопытного Гриши рытьё канав, сенокос, распиловка бревен и перетаскивание мешков с мукой сгодились бы куда лучше, чем символическая порка, которой его иногда наказывают. И после которой он даже не стонет, а спит беззаботным сном младенца.
Ан нет, всё, чем занят великовозрастный оболтус в специально построенной для него, деревне-заповеднике 19 века, это кормление/мытьё лошадок на конюшне и битиё баклуш. А его воспитатели сидят в своём укрытии и гадают, как же, блин, сломать его морально, чтобы он перестал быть наглым бездушным мерзавцем. Но сломать так, чтобы бедняжка Гриша, упаси Господь, при этом не перетрудился.
Впрочем, на фоне вторжения в сюжет... монголо-татарского ига (!) постоянный гришин расслабон выглядит уже не такой феерической хренью. Нет, воистину, на кой ЭТО здесь?
По сюжету, воспитателям Гриши надо, чтобы он совершил подвиг, после чего наконец-то морально переродился. Например, спас свою возлюбленную Лизу от какого-нибудь злодея. Отлично! Только что мешало избежать ахинеи с татарами, чей хан якобы положил на Лизу глаз, оставаясь в рамках условно-аутентичной логики крепостного права?
Как? Элементарно.
Пусть сатрап-барин решит продать Лизу другому сатрапу, а Гриша с боем выкрадет её и увезёт на свободу. Или пусть сатрап-барин прикажет выпороть и её кнутом, а Гриша отвоюет её и увезёт на свободу. Или пусть сатрап-барин (либо его прислужники) попытается обесчестить Лизу на сеновале, а Гриша услышит её крики и... (см. предыдущие версии).
Вариантов уйма! Бери любой и юзай, не нарушая пространственно-временной логики. Да вот чёрта с два! Не-нет, давайте-ка приплетём сюда монголо-татар, сказали гришины надзиратели (читай авторы фильма), затем чтобы...
Вот именно - а зачем?
Есть этому хоть одно разумное объяснение? Кроме одного - нежелания очернять... средневековую дичь и крепостное право в частности? Этакая попытка огламурить мерзость, даже если при этом все выглядят дураками: и те, кто писал сюжет, и те, кто его снимал, и актёры, и герои, и зрители, которые ему аплодировали?
Блин, скажите, что всё не так, и что я ошибаюсь а? Потому что при такой тенденции нарочито отуплять всё и вся наше кино, похоже, вылечит лишь напалм, да и то без гарантии.
***
В общем, как я и сказал: за всех порадовавшихся этой рождественской мелодраме я в свою очередь тоже безмерно рад. Равно как за тех, кто заработал на ней солидную выручку, ибо всё было по-честному, и никто через силу зрителей на праздниках в кинотеатры не гнал.
Однако граничащее с абсурдом желание творцов "Холопа" сделать из крепостных пережитков совсем уж пасторальную открытку вызывает сплошное недоумение. Тем более, что в начале кино не чурается здорового чёрного юмора, который под конец, увы, мутирует в петросяновский "Аншлаг". С какими-то ряжеными монголо-татарами, ламбадой вокруг костров на Ивана Купалу... И - ощущением того, что интересные идеи здесь закончились гораздо раньше, чем деньги на их экранизацию.