Найти в Дзене
Чай с шишками

Тайны детских рисунков

Если спросить малыша – умеешь ли ты рисовать, скорее всего, он ответит – да. Но если спросить взрослого человека – умеете ли вы рисовать, редко кто ответит утвердительно. Почему же, вырастая, мы теряем веру в свои возможности и способности, куда уходит то удовольствие и радость творчества, так знакомые в детстве? Виноваты ли в этом строгие учителя и слишком серьезные взрослые, окружавшие нас, или причина тому – наше собственное, с возрастом увеличивающееся стремление к реальности во всем, в том числе и в изображениях? Однако рисование – это не просто вид искусства или детская забава, но и одно из важнейших для психологического развития ребенка занятие, и древнейшее таинство, и лучшее лекарство от скуки, хандры и душевных ран. Палка-палка-огуречик Почему малыши, еще не умея говорить, уже так тянутся к рисованию? Что заставляет детей и подростков оставлять свои «наскальные» рисунки на стенах подъездов, так же, как это делали тысячи лет назад наши древние предки? Оказывается, в рисов
Оглавление

Если спросить малыша – умеешь ли ты рисовать, скорее всего, он ответит – да. Но если спросить взрослого человека – умеете ли вы рисовать, редко кто ответит утвердительно.

Почему же, вырастая, мы теряем веру в свои возможности и способности, куда уходит то удовольствие и радость творчества, так знакомые в детстве? Виноваты ли в этом строгие учителя и слишком серьезные взрослые, окружавшие нас, или причина тому – наше собственное, с возрастом увеличивающееся стремление к реальности во всем, в том числе и в изображениях? Однако рисование – это не просто вид искусства или детская забава, но и одно из важнейших для психологического развития ребенка занятие, и древнейшее таинство, и лучшее лекарство от скуки, хандры и душевных ран.

Палка-палка-огуречик

Почему малыши, еще не умея говорить, уже так тянутся к рисованию? Что заставляет детей и подростков оставлять свои «наскальные» рисунки на стенах подъездов, так же, как это делали тысячи лет назад наши древние предки? Оказывается, в рисовании заложены многовековые тайны развития человека. Исследуя детские рисунки, ученые однажды пришли к удивительному открытию – ребенок повторяет все фазы развития человека с древнейших времен. В точном соответствии с историей изображений у детей появляются и сменяют друг друга способы рисования. Так что по рисунку человека сегодня можно даже определить уровень интеллектуального развития ребенка. Вот – головоног, эдакая округлая голова-туловище и отходящие от нее черточки – руки и ноги, да еще «точка, точка, запятая» - это глаза, нос и рот первого осмысленного изображения. Подобный рисунок вполне соответствует норме развития ребенка вплоть до четырехлетнего возраста. Приблизительно к четырем годам дети переходят к рисованию примитивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туловища человека. Человечек дошкольника составлен из отдельных частей: ноги располагаются по бокам туловища, руки обычно начинаются от его середины. На шестом году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали, если раньше он мог нарисовать человека в наклонном положении, словно падающего, то теперь он начинает рисовать его стоящим строго вертикально. Дальше, в более позднем возрасте, «падающие» человечки будут свидетельствовать о каких-то нарушениях развития пространственных представлений у их автора. Последующий шаг в развитии рисунка человека состоит в том, что ребенок начинает передавать толщину рук и ног – пятилетний ребенок рисует конечности двойными линиями, но все еще от середины туловища. А вот к шести годам руки смещаются вверх, ближе к плечам, а еще на рисунке появляются различные «второстепенные» детали: пальцы, волосы, брови, ресницы. Для 6-7-летнего возраста нормальным считается детализированное схематическое изображение человека, у которого можно увидеть большинство наиболее важных «второстепенных деталей» - шею, пальцы, ступни, волосы или шапку, одежду.

– Задание «Рисунок человека» включалось даже в знаменитый некогда тест готовности к школе Керна-Йрасека – говорит психолог Юлия Лабастова. – В младшем школьном возрасте при нормальном развитии ребенок постепенно овладевает реалистическим рисунком с правильным строением человеческой фигуры. Это связано с принятым в нашей культуре традиционным подходом к обучению рисованию, с опытом рассматривания иллюстраций в детских книжках. Так постепенно у детей появляются элементы пластического рисунка, на котором разные части тела не приклеены друг к другу как на схеме, а органично переходят одна в другую без резкой границы. Соединение деталей обычно хорошо заметно на переходах от шеи к плечам, от плеч – к рукам и от туловища – к ногам. Примерно к десяти годам рисунок человека становится в целом реалистичным, и дальше развитие рисунка будет зависеть от обучения и способностей ребенка в большей степени, чем его интеллектуальных возможностей.

Продолжение темы особенностей
детского рисования –
на нашем канале завтра, 4 марта.