Найти тему
Надежда Нога

Мягкое и неумолимое добро

Бывают такие замечательные мягкие, светлые, добрые и талантливые люди, не нарадуешься. Но и они обращаются за помощью, с проблемами. Только не со своими...

При ближайшем рассмотрении выясняется, что проблемы, которые человека беспокоят, которые он считает своими, вовсе не его.
Он очень "переживает за" и "старается для" близких, родных, знакомых. Места себе не находит просто. Сразу думаешь — какой сострадательный милосердный человек! Хотя, что-то в этом не то... И при дальнейшем разборе ситуации выясняется просто ошеломляющая вещь.
Этот замечательный мягкий человек на поверку оказывается мощнейшим диктатором. Да, вот так, именно диктатором. Неумолимым, мощным, несгибаемым. И никогда бы не подумал.

Дело в том, что все эти "переживания за" и "старания для" других как бы форма исправления их "неправильностей", "спасательство", "причинение добра". Причём совершенно искренне, в том числе потому, что так воспитали.
Человек сам изводится и других изводит своим беспокойством, предпринимаемыми мерами, хлопотами... Пытаясь решать за других, пусть даже и своих взрослых детей, внуков, племянников и т.д., активно действуя за других, он не даёт жить своей жизнью и учиться никому вокруг, не даёт другим получить опыт и пройти необходимые уроки жизни, научиться выбирать, принимать решения, нести ответственность.

А самое интересное, что вы думаете, у такого "доброго спасателя" своих проблем и забот нет? Да полно! Но к ним он — спиной. Их он в упор видеть не хочет, он же спасает, ему же некогда... Это форма самосаботажа или скрытая, вторичная выгода, если хотите. И ещё может быть страх быть несовершенным, неидеальным. Поэтому не смотрю на свои недостатки и проблемы, а чтобы быть "хорошим", — "помогаю", "тружусь на благо" других людей. Тут и собственная значимость, ценность может быть зацеплена, — я же делаю такое важное дело, я нужен! И поиск лёгкого пути по сути имеет место быть, как ни странно. Ведь самое трудное это то, что действительно нужно, это свои собственные насущные проблемы. Если где не надо пережато, чрезмерно, то логично, что где-то где надо — ослаблено, недостаточно.

Время, в котором вырос и был воспитан человек тоже важно. У нас же не было, например, женщин — были работницы. И себе что-то делать было как-то неудобно, неприлично о себе заботиться, неколлективно.  Так что даже такая замечательная вещь, как служение другим, может быть ложной, искренне неверно понятой. А суть происходящего вытеснена из сознания, закрыта красивой иллюзорной картинкой "спасательства". И люди эти, замечательные добрые люди, в силу многих обстоятельств, в том числе в силу своего возраста, уже могут не видеть этого, не понимать. Если у вас есть такие в вашем окружении из старшего поколения — не переделывайте их, не поучайте, не идите тем же путём. Принимайте их такими, какие они есть, относитесь с уважением, но живите своей жизнью.