Найти тему
Дмитрий Палатов

Знаки Офицерских классов Морского ведомства (ч.2)

Оглавление

Знак об окончании Штурманского Офицерского класса
Знак об окончании Штурманского Офицерского класса

Знак об окончании Штурманского Офицерского класса

Штурманские классы созданы в 1910 году. Знак об окончании Штурманского Офицерского класса утвержден 3 июня 1913 года.

Знак имели право носить:

  • офицеры, успешно окончившие временный штурманский класс и получившие звание штурманского офицера 2-го разряда, начиная с окончивших класс в 1911 году;
  • все офицеры не прошедшие курса Штурманского Офицерского класса, но имеющие звание штурмана 1-го разряда;
  • офицеры окончившие Гидрографический отдел Морской академии и успешно сдавшие экзамен после практического плавания вместе со слушателями Штурманского Офицерского класса;
  • начальник Штурманского Офицерского класса и преподаватели.

Штурманский класс в 1911 году окончили 12 офицеров, в 1912 году – 14, в 1913 году – 14, в 1914 году – 23 офицера. В 1915 году на временных курсах, созданных на базе и по программе этих классов, прошли обучение 13 офицеров.

Описание знака

Круг, образованный якорной цепью, охватывает светло-металлическую картушку, на которую наложен якорь и секстан. Знак из темной бронзы, за исключением картушки.

Знак об окончании Офицерского класса Морской авиации
Знак об окончании Офицерского класса Морской авиации

Знак об окончании Офицерского класса Морской авиации

Для морской авиации первоначально морских летчиков готовили на теоретических курсах авиации при Санкт-Петербургском политехническом институте Петра Великого и в Офицерской школе авиации Отдела воздушного флота в Севастополе

Ввиду отсутствия возможности обучения летчиков полетам на гидросамолетах по предложению командования Черноморского флота начали проводить подготовку пилотов непосредственно на флоте, что помимо прочего сокращало сроки обучения и снижало его стоимость. В 1915 году была основана Офицерская школа морской авиации в Петрограде. С конца ноября того же года стал действовать филиал школы в Баку, вскоре преобразованный в Бакинскую школу морской авиации.

Знак об окончании Офицерского класса Морской авиации утвержден 28 июля 1914 года.

Описание знака

Круг, образованный якорной цепью, в центре которого вертикально поставлен адмиралтейский якорь с распростертыми крыльями. Знак серебряный оксидированный.

Знак совмещенный Военного и Морского летчика (Предположительно)

Подробности утверждения знака неизвестны.

Описание знака

Круг, образованный якорной цепью, в центре которого вертикально поставлен адмиралтейский якорь с распростертыми крыльями и двумя скрещенными мечами под ним. Знак из темной бронзы.

Знак об окончании Офицерского Электротехнического класса
Знак об окончании Офицерского Электротехнического класса

Знак об окончании Офицерского Электротехнического класса

Подробности утверждения знака неизвестны.

Описание знака

Круг, образованный якорной цепью, в центре которого вертикально поставлен якорь Холла. Поверх якоря положены скрещенные молниеобразные стрелы. Знак серебряный оксидированный.

Статут награды

Основания для награждения

Окончание одного из Офицерских классов Морского ведомства.

Порядок ношения

Основная статья: Правила ношения наград Российской империи

Знаки об окончании Офицерских классов Морского ведомства носится на кителе на правой стороне груди. В случае если офицер имел не один такой знак, и не было утвержденных совмещенных знаков, то носились оба знака один над другим.

Примеры награждений

Андреев Андрей Парфёнович - контр-адмирал, носил «Знак об окончании Артиллерийского Офицерского класса».

Заев Алексей Николаевич (1881-1966). Российский флотоводец, контр-адмирал. В 1907 году окончил офицерский артиллерийский класс и получил право носить «Знак об окончании Артиллерийского Офицерского класса».

Светлейший князь Ливен Александр Александрович (1860 — 1914). Вице-адмирал российского императорского флота. В 1887 году окончил Минный офицерский класс и получил право носить знак «Минного Офицерского класса».

Канин Василий Александрович (1862—1927). Адмирал, командующий Балтийским флотом, член Государственного совета Российской империи, во время Гражданской войны — командующий Черноморским флотом ВСЮР. Носил знак «Минного Офицерского класса».

Мазуров Георгий Николаевич (1867—1918). Русский военный моряк, генерал-майор, командир Морского полка особого назначения. В 1891 году закончил Артиллерийский Офицерский класс и получил право носить «Знак об окончании Артиллерийского Офицерского класса».

Развозов Александр Владимирович (1879-1920). Российский флотоводец, контр-адмирал. Последний командующий флотом Балтийского моря. В 1901 году окончил Минный офицерский класс и получил право носить знак «Минного Офицерского класса».

Рыков Александр Николаевич (1874—1918). Генерал-майор флота, участник Русско-японской войны, герой обороны Порт-Артура. Кавалер ордена Св. Георгия 4 степени и «Знака об окончании Артиллерийского Офицерского класса».

Чагин Иван Иванович (1860 — 1912) — русский контр-адмирал, участник Цусимского сражения. Крейсер «Алмаз» под его командованием был единственным крупным кораблем эскадры, добравшимся до Владивостока. Носить знак «Минного Офицерского класса».

Все офицеры командовавшие подводными лодками в годы Первой мировой войны заканчивали Офицерский класс подводного плавания или сдавали экзамены на звание «Офицер подводного плавания» и соответственно имели право на ношение знака. Среди них такие известные подводники как:

Власьев Сергей Николаевич (1880—1955). Один из первых офицеров-подводников. В годы Русско-японской войны участвовал в обороне Порт-Артура. В 1906 году Сергей Власьев был в числе тех, кто вступил в Учебный отряд подводного плавания. Власьев был командиром подводных лодок «Макрель», «Пескарь» и «Акула». В годы Первой мировой войны он участвовал в боях на подводной лодке «Акула», в 1915 году стал командиром заградителя «Нарова». Во время гражданской войны в России был участником Добровольческой армии. В 1920 году он эмигрировал из России, жил во Франции, где и умер. Кроме многих других наград имел знаки «Об окончании Офицерского класса подводного плавания» и «Минного Офицерского класса».

Меркушов Василий Александрович (1884-1949). Капитан 1-го ранга, участник Первой мировой войны, командир подводной лодки «Окунь». Кавалер ордена Св. Георгия 4 степени и знака «Об окончании Офицерского класса подводного плавания». Писатель.

Монастырев Нестор Александрович (1887—1957). Капитан 2-го ранга, участник Первой мировой войны, морской писатель и историк флота. Командир подводной лодки «АГ-22» и «Утка».

Князь Трубецкой Владимир Владимирович (1868—1931). Контр-адмирал российского императорского флота, участник русско-японской и Первой мировой войн, один из первых офицеров-подводников. Кавалер ордена Св. Георгия 4 степени и знака «Об окончании Офицерского класса подводного плавания».

Феншоу Лев Константинович (1880-1958). Капитан 1-го ранга, участник Первой мировой войны, командир подводного минного заградителя «Краб», Начальник 1-го дивизиона подводных лодок Черного моря. Кавалер ордена Св. Георгия 4 степени и знака «Об окончании Офицерского класса подводного плавания»

Лишин Сергей Андреевич (1889—1920) — русский военный лётчик, участник Первой мировой войны. Кавалер ордена Св. Георгия 4 степени и Георгиевского оружия, имел знак об окончании Офицерского класса Морской авиации.

Часть №1 https://zen.yandex.ru/media/id/5e5621c9fc020165b28cbd10/znaki-oficerskih-klassov-morskogo-vedomstva-ch1-5e5dfae179a06d265f2fbd87

Добро пожаловать на мой канал https://zen.yandex.ru/id/5e5621c9fc020165b28cbd10