С этим вопросом законники приступили к Господу Иисусу, желая искусить его. Это искушение, этот подвох заключался в том, что сами фарисеи разделяли ветхозаветные заповеди на «большие» и «малые», при этом суть разделения была в том, что «большие» заповеди надо было стараться соблюдать, а «малые» можно было, по их логике, нарушать. То есть вопрос заключался не в том, как исполнить заповеди, не в том, как угодить Богу, а в том, как что-то можно сократить, что-то объявить «необязательным».
Фарисеи того времени превратили все ветхозаветное благочестие в большой и запутанный свод правил, в котором сами ориентировались и находили для себя «лазейки». На этот вопрос Господь отвечает: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Мф. 22: 37-40).
Фарисеи уже давно забыли, что такое любовь к Богу, что такое вера в Него. Они называли себя детьми Авраама: «мы семя Авраамово» (Ин. 8:33), но не совершали поступков, которые совершал Авраам: «Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас» (Ин. 8:37) Не было у фарисеев и любви к ближнему, ведь они не раз говорили о народе: «этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин. 7:49).
Поэтому и не могли они воспринять слов Спасителя! Для них формальное, сугубо внешнее соблюдение свода ветхозаветных предписаний было важнее любви к Богу и человеку. И заканчивается этот евангельский отрывок вопросом Самого Спасителя к фарисеям чьим Сыном является Христос.
Когда они отвечают, что сыном Давида, то Спаситель спрашивает: «если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему» (Мф. 22:45)По мысли святителя Феофана Затворника, Господь дал нам этими словами указание на то, как можно и нужно возлюбить Бога: «истинная любовь к Богу и людям не иначе возможна, как под действием веры в Божество Христа Спасителя, в то, что Он воплотившийся Сын Божий».
«Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6) –говорит об этом Писание. И закончу словами Самого Спасителя: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14:2). Господь Наш Иисус Христос по Своему человеколюбию введет в эти обители любящих Отца Его и любящих ближнего своего.
Священник Александр Ермолин
Моя страничка в контакте https://vk.com/id212671137 добавляйтесь в друзья.
Страничка в контакте нашего храма https://vk.com/club53429784 добавляйтесь в друзья нашего поселкового храма.
Если статья была вам полезна, ставьте 👍 и подписывайтесь на канал!