Найти тему

Подводные камни из "Каникул Кроша"

Давненько у меня не было моей любимой темы - пристального разбора классических фильмов и некоторого их анализа.

Итак, "Каникулы Кроша", советский детектив для старшего школьного возраста. Хорош, как и большинство советских фильмов тех лет.

Но с точки зрения современного человека есть, как всегда вопросы.

Напомню вкратце, о чем фильм вообще. Итак, половозрелый "юноша с взором горящим" Крош, оставшись на лето без родителей (они свалили в отпуск) вместо того, чтобы пьянствовать и любить девчонок, становится своего рода "детективом".

Он страстно желает разоблачить некоего коллекционера по кличке ВН. Еще бы - чувак ездит на "Волге-24", живет в центре Нерезиновой, в квартире - настоящий музей. С пролетарской точки зрения - явный вражина.

Тем более, что коллекционирует непонятные "нэцке", т.е. японские брелки.

Особенно Кроша возмущает эпизод с покупкой фигурки у бабки, которая распродает коллекцию покойного мужа. Бабке дают 25 рублей за фигурку, которая стоит якобы сотню. Крошу объясняют, что да, теоретически эту фигню можно и за 200 продать. Но найти такого дурака во всем Союзе крайне сложно. И 25 на руки бабке прямо дома (ей никуда ходить не надо) - вполне честно. Я лично абсолютно с ними согласен. Бабке та "нэцке" не нужна совершенно. Ей пофигу на мастера, на "высокое искусство", ей бы денег немножко, и ладно. Вообще, как я писал, цена антиквариата - весьма расплывчатое понятие. Если один дурак купил вещь условно за 100 рублей, то вообще не факт, что другой дурак даст за неё столько же. То, что в глазах одного бесценный артефакт, в глазах большинства - никчемная неведомая фиговина.

И вот еще, всё вертится вокруг коллекции некоего "честнейшего человека", профессора Мавродаки. И у меня возник вопрос, а каким же образом этот профессор собрал такую замечательную коллекцию? Как мы понимаем, просто "пойти и купить", такие вещи в СССР было невозможно. Купить за границей? Ага. Ну даже если и он выезжал за границу пару раз, то на какие-нибудь научные симпозиумы, вряд ли было время ходить по антикварным магазинам. Ну даже если бы и получилось, ну сколько штук бы он смог купить? Две-три фигурки максимум! Как-то маловато, для лучшей коллекции в СССР. Тогда посмотрим шире.

Для начала, давайте привяжемся ко времени. Он умер, по фильму, в 1963 году. При этом, имел новорожденного сына. И в фильме говорится, что он был сравнительно молод. Думаю, лет ему было около 40. К 40 годам он - завкафедрой восточного искусства. Значит, он учился когда-то по теме Востока еще в 30-е годы. Вероятно, знал японский язык. И скорее всего, во время войны был где-то на Востоке СССР, так как его знания были полезны для страны именно там. Таких специалистов тогда было - по пальцам посчитать. Возможно, что работал на разведку, возможно, переводил какие-то японские документы. И скорее всего, именно тогда ему и попались первые экспонаты в будущую коллекцию. Может, у какого-то пленного японского офицера их конфисковали, или еще как. Может, на Сахалине допустим, нашли их в богатом доме. В общем, я полагаю, что ему принесли, как трофеи, неведомые фигурки, чтобы понять, что это такое, сдать ли их как "художественную ценность" куда следует, или можно оставить себе на память. Он и объяснил, что это по сути - брелки. Возиться с ними никто не захотел, в глазах солдат и офицеров они ценности не имели, в хозяйстве их ну никуда не приспособить, дома они не нужны, и когда Мавродаки попросил оставить их ему, то просьба была выполнена.

Я думаю, что примерно таким образом будущий профессор и начал коллекционировать нэцке.

Главный антагонист фильма, ВН, тоже не такой уж нехороший человек. Сложно упрекнуть его в том, что он пытается "монетизировать хобби", как сейчас говорится. Вряд ли перепродажа фигурок, и производство копий столь уж выгодное занятие. Нэцке не джинсы, массового спроса нет и быть не может в стране, где в дефиците все, кроме хлеба и кильки в томате. Явно же ВН заработал на "Волгу" своим трудом. И он занятой человек, все время в работе, поэтому и нанимает молодежь для помощи в поиске этих самых нэцке, так как понимает, что завистники, коих множество "могут накапать", что он занимается типа спекуляциями, и придется потратить массу времени на восстановление доброго имени. Он и сам же в свое время так поступил с Мавродаки. И понимал, что рано или поздно придется расплачиваться. А так, вроде и придраться не к чему, ну работает с молодежью, приобщает их к культуре. А уж где они берут экспонаты в коллекцию, уже вроде их личное дело.

А вот Крош по-моему весьма мерзкий тип. Ему бы в 30-е годы родиться, так доносов на всех бы пачками писал. Внедрился в "сомнительную компанию", стал там "своим" и тут же, включил заднюю. Провокатор. "Переобувается" моментально. Но думаю, жизнь расставила все по местам. К 90-м Крош уже вырос, работал на никчемной работе МНС-ом (на большее он не потянет) в каком-нить НИИ, потом НИИ закрыли, сделали на его месте бордель и казино, а Крош спился, продал квартиру "черным риэлторам" и стал бомжевать. Ну не нравится он мне категорически. Он ведет себя по принципу - вокруг секс-меньшинства, а я гасконец!