Присмотритесь: они могут быть рядом, вы просто не замечали.
Если с биологическими организмами всё понятно – их появление и существование обусловлено законами самой природы – то с человеческими особями дела обстоят куда сложнее.
Я очень люблю свою подругу. Но это не мешает мне подмечать, что она частенько норовит погулять за мой счёт в баре или клубе.
У одной моей знакомой был парень. Он полностью обеспечивал её, а взамен требовал немногого – всего лишь отдавать все свои жизненные силы и энергию во время скандальных сцен. Этакий энергетический вампир.
Выходит, паразиты бывают разные?
Материальный паразит. Не путайте с банальным желанием разжиться за чужой счет. Материальные паразиты часто следуют за более успешными людьми – они почему-то считают, что раз человек добился большего, значит, он ему чем-то обязан. Вопрос не только в деньгах, но и в связях, круге общения, карьере.
Эмоциональный паразит. Этот вид паразитизма часто бывает неосознанным, а присосаться можно к любому человеку – не обязательно более успешному. Главное, чтобы жертва стабильно подпитывала его своими моральными силами. И, если с материальным паразитом не так страшно – ну подумаешь, разве он сможет выкачать из вас все деньги? – то эмоциональный тип может серьезно испортить жизнь.
Комбинированный тип. Хуже всего, когда ваш паразит метит завладеть всеми жизненными благами. Ему мало вашей тусовки и кошелька, ему необходимо, чтобы вы отдавали себя полностью, без остатка.
Всё это наталкивает на мысль, что паразит должен быть максимально близок к своему «хозяину». Вот почему при ближайшем рассмотрении оказывается, что ваш паразит – это близкий друг, коллега по работе или любовник. Иначе у него просто не было бы доступа к жертве.
Что происходит, когда мы контактируем с паразитами?
Я не задумывалась над этим до недавнего пятничного вечера, который мы провели с моей знакомой в дивном суши-баре. Она была замечательная – эффектная, яркая, кандидат филологических наук, мечтала открыть собственную кофейню в спальном районе. Но сейчас от её былой эффектности приходилось лишь вспоминать. Потухший взгляд, мешковатый свитер не первой свежести и четвертый бокал крепкого пива свидетельствовали о неумолимой трансформации.
— Я плохо сплю, просыпаюсь к обеду и всегда чувствую себя уставшей. Понимаешь, раньше я могла поспать 4 часа, накрутить волосы и весь день бегать по делам, а сейчас мне еле хватает сил на то, чтобы написать пару-тройку рекламных текстов и приготовить ужин. Он приходит с работы, и мы обязательно сцепляемся по какому-нибудь поводу. Ему не нравятся фильмы, которые я смотрю, он смеется над моими потугами выучить французский и постоянно подтрунивает над моей целлюлитной задницей.
Я смотрела на неё и не могла поверить своим глазам: за 3 года девушка с большими планами и не менее большим потенциалом превратилась в потасканную жизнью, забитую и неуверенную в себе серую мышку.
Вселяя в неё неуверенность, браня за каждый промах и попытки хоть как-то изменить жизнь к лучшему, её мужчина подпитывался энергией и становился сильнее день ото дня. Первоклассный паразит.
У меня был один вопрос – почему она не уходила?
Как нетрудно догадаться, на то были серьезные причины: привычка, чувства, страх перед будущим и сомнения в своих силах.
Некоторые смиряются с ролью жертвы и готовы всю жизнь прожить в этом статусе. Паразиты ищут таких людей, они их чувствуют.
Что делать? Устроить «эмоциональную блокаду», чтобы паразиту было нечем подпитываться или просто уйти? Беда в том, что от смены театральной сцены не изменятся действующие лица – и на славную добычу всегда найдется новый паразит.