Здравствуйте дорогие читатели! В этой статье после небольшого перерыва я решил вновь вернуться к теме Северного Кавказа. Сегодня мы поговорим о горских евреях, кто они и когда появились на Северном Кавказе? Каково влияние горских евреев на Кавказ и Россию в целом?
Принято считать евреев одним единым народом, однако в реальности их объединят только религия – иудаизм. В лингвистическом плане среди евреев немало разновидностей, среди этнических групп выделяются: арабские евреи, персидские, бухарские, грузинские, горские и т.д. В этой статье мы остановимся на горских или как ещё называют кавказских евреях.
Сегодня горские евреи (самоназвание - джуhур) проживают на территории Северного и Восточного Кавказа, общая численность на территории России около 25 тыс.чел, в мире около – 150 тыс. человек. В России горские евреи традиционно проживали в 5-ти субъектах Северного Кавказа: Дагестан, Чечня, Кабардино-Балкария, Северная Осетия и Ставропольский край. Но когда появились евреи на территории Северного Кавказа?
У историков нет точных данных о происхождении горских евреев, но учитывая, что они говорят на диалекте татского языка (один из языков народов Дагестана) иранской группы, то можно предположить, что горские евреи прибыли на Кавказ из Персии в 5 веке н.э. В самой Персии евреи проживали ещё с 6 веке до н.э., позже они стали расселяться в более северные районы, вблизи города Дербент. Следует отметить ,что на территории Северного Кавказа в период с 6 по 9 вв. существовал Хазарский Каганат, который заимствовал у горских евреев -иудаизм и сделал его одной из главных государственных религий.
Формировался субэтнос горских евреев на территории современного Дагестана, именно в этом месте и стал закладываться этногенез на основе местных народов, в первую очередь татов. Некоторые ошибочно считают татов и горских евреев одним народом, однако это схожий язык – это два совершенно разных народам с разным вероисповеданием, если первые мусульмане, то вторые исповедуют иудаизм. Однако влияние кавказских народов сильно отразилось на традиции и культуру горских евреев. Горские евреи внешне ни чем не отличались от тех же татов, до 19 веке у них также практиковалось многоженство, куначество, практиковалась кровная месть, также характерны были сложные клановые семейные связи. Но главным отличием горских евреев от местного населения было их предприимчивость, которая впрочем, характерна для всех евреев. На древнем рынке города Дербента горские евреи всегда отличались торговлей, особенно ценилась их монопольная империя по продаже ковров.
Несмотря на историческое расселение горских евреев на территории Северного Кавказе, сегодня их там осталось немного, так как большая часть кавказских евреев проживает в Москве. В российскую столицу горские евреи перебрались в 90-е годы, и сразу же стали оказывать огромное влияние на мегаполис. В период правления Юрия Лужкова (1992-2010 гг) многие горские евреи достигли огромных успехов в бизнесе, знаменитый бывший московский Черкизовский рынок был основан горскими евреями, среди них самыми известными являлись: Тельман Исмаилов, Зарах Илиев и Год Нисанов. Однако Черкизовский рынок был сильно криминализован, поэтому в 2009 году по решению московских властей он был закрыт.
В отличии от ашкенази, кавказские евреи более религиозны, поэтому во многом именно по их инициативе были построены синагоги по всей Москве.
Помимо бизнеса горские евреи отличились в различных областях, среди них много военных, политиков, ученых, писателей, музыкантов и артистов, которые известны широкой российской публике.
Список используемой литературы:
· Альтшулер М. Еудэй мизрах Кавказ = Евреи Восточного Кавказа. — Шаблон: Иерусалим, 1990.
· Агарунов Я. М. Большая судьба маленького народа. — М.: ЧОРО, 1995.
· Агарунов Я. М., Агарунов М. Я. Большой словарь языка горских евреев джуури. — Баку, 2010; Пятигорск, 2010.
· Горские евреи. История, этнография, культура / Сост. В. Дымшиц. — Шаблон:Иерусалим—М., 1999.
· Мурзаханов Ю. И. Горские евреи: Аннотированный библ. указатель. — М., 1994.
· Семёнов И. Г. Кавказские таты и горские евреи. — Каз., 1992.
· Семёнов И. Г. О происхождении горских евреев. — М., 1997.
Итак, дорогие читатели делитесь своим мнением в комментариях, ставьте «лайки» и подписывайтесь на мой канал МИР ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФА