Вчера посмотрела спектакль "Франкенштейн" Королевского национального театра с Камбербетчем и Миллером (которые в разных спектаклях попеременно играют то монстра, то Франкенштейна). И всю дорогу домой была под впечатлением. Джонни Ли Миллер - это имя надо запомнить! Гениальный актер! Раньше я как-то не обращала на него внимания в фильмах. Его монстр - это наше отражение в зеркале, которое может быть от кого-то скрыто, не имеет четких очертаний, плохо видно за грязном мутным стеклом, но которое стоит увидеть, посмотрев этот спектакль. Жаль, что я не могу посмотреть этот спектакль вживую в Лондоне, но мимика актера, несомненно стоит того, чтобы видеть крупные планы на экране.
Вся постановка - квинтэссенция человеческих взаимоотношений. 2 часа слов, образов и действий, музыки, бьющих по барабанным перепонкам, заставляющих зажмуривать глаза и раскрывать рот, всяческими способами проникая в мозг, пролетают незаметно, но кричат: Люди! Это вы сами порождаете Зло на Земле, этот монстр - вы сами, каждый из вас!
Пишут, что монстр в исполнении Камбербетча совсем другой, и возможно не вызовет эмпатии, как это делает Миллер. Определенно надо идти и смотреть! Две точки зрения всегда лучше одной. Надеюсь и Франкенштейн Миллера будет более внятным.
А вы кто? Монстр или Франкенштейн? Я, несомненно, - монстр - существо дикое, аутичное, но симпатишное, как у Миллера.
...
Посмотрела другой (второй? первый?) вариант спектакля. Монстр - Камбербэтч, Франкенштейн - Миллер. Миллер действительно внятнее, злее и яростнее. Хотя весь фильм-спектакль показался усеченным вариантом. Может ли такое быть? Или это эффект второго просмотра? Как дорога, которая когда незнакомая - длинная, а когда идешь обратно - короче. Так или иначе, фразы, которые в том, предыдущем, варианте, врывались прямо в мозг, в этом варианте как будто скомканы, сжеваны и проглочены. А может это эффект монстра-Камбербэтча? Создание Камбербэтча - действительно it. And it speaks (c). Нет, он, конечно, еще замечательно двигается как it, изображает сложнейшую мимику как it и рассуждает как it. При этом не вызывает сочувствия. Однако конечная мысль... После двух просмотров и осознания вдруг заключительная мысль совсем иная. Нет монстров и франкенштейнов, нет внешних монстров и ты не монстр во плоти среди людей. Ты един - монстр и франкенштейн, два в одном. И ты борешься сам с собой, ты помогаешь сам себе, чтоб продлить это, одно не существует без другого, и это бесконечно....
(Мой отзыв о спектакле "Франкенштейн" в двух вариациях, когда я еще могла ходить в кино и театр. А потом все изменилось.)