Найти тему
Калина Красная

Почему главный пост мы называем Великим

Здравствуйте, дорогие читатели!

Великий пост, начинающийся в 2020 году 2 марта, — не просто период пищевых ограничений, но время духовной подготовки к самым скорбным для каждого христианина дням Страстной седмицы, а главное — к Празднику праздников и Торжеству торжеств, Светлому Христову Воскресению, Пасхе Господней.

Для людей верующих Великий пост — это время, когда нужно максимально утихомирить свои собственные страсти, любые, даже, на первый взгляд, самые безобидные. А самое главное — время усиленной молитвы, которая является не просто "вычитыванием" церковных текстов, но каждодневным общением с Богом. И, конечно, время особой заботы о ближних. Ведь без нашего милосердного отношения друг к другу, без того, что сегодня именуется "эмпатией", мы ну никак не можем называться "христианами".

"Главное — не есть людей?"

Но значит ли это, что пост заключается исключительно в особом духовном настрое? Может, действительно в эти дни достаточно "не есть людей", как сказано в одном ярком, но не вполне церковном афоризме? Мол, давайте любить друг друга, а наши пищевые ограничения Богу не нужны. Будем "добренькими" и достаточно. Кулинария — дело частное. А вот тут кроется лукавство. Ведь есть такая вещь, как церковная дисциплина, призванная воспитать наши души, как говорится, "не позволять душе лениться".

Нужен ли Господу наш отказ от любимого йогурта, камамбера или элементарного стакана кефира, не говоря уже о столовских котлетах? Конечно же, нет. Но он нужен нам самим. Чтобы, во-первых, соблюсти верность Церкви, в чьём Священном Предании есть устав о постах. А во-вторых, помочь в борьбе со своими же страстями, которые от пищи животного происхождения имеют обыкновение обостряться.

Разумеется, исключения в отношении пищевых правил поста в Церкви всегда допускались. В отношении болящих и беременных, военнослужащих и заключённых, детей и путешествующих. Но если ты считаешь себя верующим православным христианином, то должен понимать, что любые постовые послабления стоит согласовывать с духовником — тем православным священником, у которого ты исповедуешься.

Несмотря на то, что выше было сделано немало оговорок, что пост — это не только и не столько ограничения в пище, эта сторона достаточно важна. Если упрощать, то великопостные пищевые запреты связаны с исключением из неё не только скоромных (мясо-молочных и яичных) продуктов, но даже рыбы. Согласно церковному Уставу, если соблюдать его во всей строгости, рыбные блюда благословляются только в праздники Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье, в 2020 году приходящееся на 12 апреля по новому стилю) и Благовещения (всегда 7 апреля).

Более того, если следовать всей строгости Устава, то в некоторые дни (первый понедельник Великого поста и пятницу Страстной седмицы, которая не входит в сам пост, но примыкает к нему) предписывается полное воздержание от вкушения пищи. В большинство же будних дней благословляется только сухоядение — неварёная пища без растительного масла. И даже растительное масло разрешается только по субботним и воскресным дням, а также в дни памяти значимых святых. Конечно, столь строго пост соблюдают далеко не все. Но здесь важно помнить правило, предписанное выше: послабления в посте воцерковленному человеку стоит согласовывать со своим духовником.

Самым главным молитвенным чтением, которое (с земными поклонами) возносится в каждом православном храме во все дни Великого поста, является молитва преподобного Ефрема Сирина. Молитва, составленная этим великим сирийским старцем ещё в IV столетии и в церковнославянском переводе выглядящая так:

"Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь".

Также существует и более древний церковнославянский вариант этой молитвы, который, по мнению некоторых специалистов, более точно передаёт её покаянный смысл:

"Господи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене. Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения, и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь".

К сожалению, любой перевод на современный русский язык утрачивает смысл молитвы, но есть одно переложение, которое, несколько отступая от изначального смысла, очень точно передаёт настрой этого молитвословия. Переложение, принадлежащее Александру Пушкину:

Владыко дней моих! Дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

И здесь стоит остановиться. Ведь именно в этих словах — главный смысл "дней печальных Великого поста". Печальных и вместе с тем весёлых, поскольку каждая душа, которая, по определению святых отцов нашей Церкви, является христианкой, молитвенно и покаянно очистившись, радуется, ликует. Ну и, конечно, помнит, что Великий пост готовит нас к самому главному дню: Светлому Христову Воскресению — Пасхе Господней.

С началом Великого поста всех нас! Подай нам, Господи, поста благоприятного!