На днях Школа журналистики имени Мезенцева проводила семинар для учителей московских школ, на котором рассматривались вопросы медиаобразования и педагогики. Я выступала там как практикующий журналист, который уже не первый год работает со школьниками, делилась своим опытом и слушала опыт коллег. Рассказываю о трех проблемах, с которыми сталкиваются редакции школьных медиа, и о том, как с ними бороться.
Нет мотивации
Два года назад я вела кружок журналистики и работала редактором в одном школьном СМИ. Когда я пришла на занятие впервые, передо мной сидели пятеро школьников, во второй раз их было трое, в третий раз пришел один человек, а на четвертый — пришла только я. В чем же проблема? Интересные рассказы, красочные презентации и личный опыт не помогали мотивировать школьников на работу в школьном издании. Они просто не видели в этом смысла. Вчера на семинаре эту же проблему озвучивали школьные учителя: опытные десятиклассники, на которых держалось издание вырастают, готовятся к ЕГЭ или уже выпускаются, им не до СМИ, в редакции остаются семиклассники, которые не готовы брать на себя ответственность, не готовы сдавать тексты или быть редактором, на планерке в очередной раз школьники говорят: мы не знаем о чем писать, преподаватель пожимает плечами и все расходятся.
Как бороться?
— узнать причины, по которым они потеряли интерес к работе школьной редакции. Скорее всего, они не понимают, что в школьном издании можно писать о том, что их интересует, подростки думают, что там есть место только для интервью с директором школы и для репортажей с минуток безопасности. Но ведь цель школьного медиа в другом, попробуйте доказать это школьникам.
Нередко школьникам не хватает самостоятельности. Может быть, им нужно меньше контроля и больше креатива, может, на время планерки преподавателю нужно оставить их наедине, чтобы они придумали темы для материалов или концепцию медиа.
Тексты по шаблону
Вчера на семинаре я говорила о том, что традиционные жанры (новость, репортаж, статья) не подходят школьным медиа. Новость требует оперативности, которую себе не может позволить ни одно школьное издание. Статьи, как правило, школьники пишут по схеме сочинения, да еще и с советскими клише, а репортаж в итоге превращается в бессмысленный текст, насыщенный деталями. «Вы все говорите: школьники пишут шаблонно. Но у меня в редакции больше всего 5,6,7 классов и всего один одиннадцатиклассник. Я просто ничего не могу поделать, я должен показать им шаблон для написания статьи» — возразил мне один из школьных учителей. Здесь важно вспомнить, что цель школьного медиа — развитие креативности и критического мышления у школьников, никаких шаблонов.
Как бороться?
— С младшими классами можно делать упражнения на развитие креативных навыков мышления: подготовь захватывающую историю о себе, выйди в коридор, найди любого школьника и возьми у него интервью. Младшие классы прекрасно справятся с текстами, в которых будет преобладать речь другого человека. Им стоит давать интервью в формате монолога героя, опросы и небольшие зарисовки.
— Старшим классам я предлагаю сделать акцент на более легкие форматы: объясняющие карточки по разным темам, научно-популярные статьи, написанные после интервью с учителем-предметником — классный формат был у журнала «Кот Шредингера», где один предмет разбирался с точки зрения разных наук, жанр репортажа можно заменить историями на разные темы.
Отсутствие тем
«Я не знаю, о чем писать» — эту фразу можно услышать не только от юнкоров, но и от опытных журналистов. Если у школьника нет тем, это абсолютно нормально, учителю просто нужно направить его в нужном направлении.
На семинаре один из учителей рассказал о своем способе поиска тем: «Я обычно говорю детям: я в танке, рассказывайте, что вообще нового в жизни школы и в мире происходит. И тут начинаются интересные истории, которые мы и переделываем в темы для материалов».
Я в своей практике также использую несколько методов, основной — мозговой штурм. Если у вас газета или журнал, то вы можете придумать тему номера (пусть даже очень банальную), написать ее посреди доски, а дальше предложить школьникам придумать 30 ассоциаций, каждую из ассоциаций развить в тему. Вуаля, вы восхитительны.