Найти тему
Моя Россия

Как в 1918 году Кубань чуть не стала Украиной

Оглавление

Сегодняшнее противостояние России и Украины возрождает давно забытых призраков истории. Киевские политики, придерживающиеся антирусской риторики, заговорили о Кубане как об исконно украинской земле, которую населяли, переселенные с Запорожья казаки. В 2019 году несколько депутатов Рады создали межфракционное объединение «Кубань», выступающие за возвращение края в «украинскую бухту». Их основной довод: в 1918 году кубанские казаки провозгласили акт присоединения к УНР.

Потомки запорожцев на Кубани

Чтоб понять суть проблемы, нам следует описать этническую историю Кубанского войска. Во время русско-турецкой войны 1787–1791 годов под покровительством князя Потемкина было образовано Черноморское казачество. Формировалось новое войско за счет украинских казаков Запорожья и Причерноморья, которые после присоединения Крыма остались без «работы».

Картина «Переселение Запорожских казаков на Кубань». Геннадий Квашура
Картина «Переселение Запорожских казаков на Кубань». Геннадий Квашура

Ввиду малочисленности запорожцев, в край переселяли казаков-великороссов. С 1792 года черноморцев-украинцев переселили на Правобережную Кубань, но сил для хозяйственного освоения территории и ее защиты все равно не хватало. Впоследствии правительство России организовало перемещение в регион тысяч крестьян с Левобережной Украины и Слобожанщины. 

Взвод стариков кубанцев Георгиевских кавалеров
Взвод стариков кубанцев Георгиевских кавалеров

В это же время на Кубани свои станицы основали донские казаки. В 1801-1804 году в край прибыли казаки из Екатеринослава и в 1832 году было создано Кавказское линейное казачье войско. В 1860 году императорский указ разделил эту «казачью солянку» на Терскую и Кубанскую область. В состав последней вошли черноморцы и бригады линейных казаков. 

Черноморцы и линейцы

После свержения Романовых в 1917 году, Временное правительство заигрывало с казаками. В марте того же года новая власть провела в Петрограде общеказачий съезд, на котором было объявлено о создании органов самоуправления. На территории Кубанского войска была сформирована собственная Рада, в которой появилось две влиятельные фракции – черноморцы и линейцы.

Кубанская станица
Кубанская станица

Черноморцы – потомки запорожцев, придерживались проукраинской позиции и видели будущее Кубани в связке с Украиной, откуда пришли их предки. Лидерами фракции «самостийников» были члены Рады: Лука Быч, Николай Рябовол, Федор Щербина, Василий Иванис, братья Петр и Иван Макаренко. В своей политике они ориентировались на киевскую Центральную раду, гетмана Скоропадского и правительство Симона Петлюры.

Карта Кубанского казачьего войска
Карта Кубанского казачьего войска

По их замыслу Кубанский край должен отойти от России и составить с Украиной единый союз. Они блокировали сношение Кубани с Временным правительством, большевиками и белыми силами. Идейными противниками черноморцев стали линейцы – потомки донских и терских казаков, а также ставропольских крестьян, переселенных в край во время Кавказской войны. Они заселяли левобережье и верховье Кубани.

Карта культурно исторических-ландшафтов современного Краснодарского края и Республики Адыгея
Карта культурно исторических-ландшафтов современного Краснодарского края и Республики Адыгея

Линейцы выступали за автономию, но не собирались рвать связей с Россией. В Раде великороссы составляли меньшинство, а их лидерами были Федор Сушков и Даниил Скобцов. Заселяли они менее плодородные земли, поэтому черноморцы были богаче линейцев, что привело и к увеличению их политического влияния в регионе.

От независимой Кубани до союза с белыми

Осенью 1917 года председателем Войсковой и Законодательно Рады стал лидер «самостийников» Николай Рябовол. Одновременно были приняты «Временные основные положения о высших органах власти в Кубанской области». По сути, проект федеративного устройства края. 28 января было объявлено о создании Самостийной Кубанской народной республики. Через несколько дней большинство членов законодательного совета приняли резолюции о присоединении к Украинской народной республике. Однако среди населения края этот акт отклика не нашел.

Николай Степанович Рябовол
Николай Степанович Рябовол

Уроженец станицы Динской Николай Рябовол работал учителем и государственным чиновником. В 1902 году вступил в народный украинский кружок, где подружился с будущим главным атаманом УНР Симоном Петлюрой, который в то время жил на Кубани. Несколько лет Рябовол провел в Киеве, а в 1915 году был мобилизован в армию, где получил погоны прапорщика. Вернувшись на Кубань, занялся политической деятельностью и стал в краевой Раде лидером «черноморцев».

Большинство казаков поддерживали белых, а иногородние поглядывали в сторону большевиков, которые обещали передел земли. Из-за этнической неоднородности населения Кубани, единства в вопросах будущего казаков не было. Краевая газета  «Вольная Кубань» в одном номере печатала, что казаки — это самостоятельный народ, в другом, что они самые русские из русских людей. На следующей неделе они могли печатать стихи, восхваляющие независимую Украину.

К 1914 году на Кубани проживало 1,339 млн казаков, 1,591 млн крестьян и 50 тыс. горцев-черкесов. Казаков великороссов и малороссов было приблизительно поровну
К 1914 году на Кубани проживало 1,339 млн казаков, 1,591 млн крестьян и 50 тыс. горцев-черкесов. Казаков великороссов и малороссов было приблизительно поровну

Лидеры кубанской Рады тянулись к Украине, но понимали, что Киев – слаб. Альтернативой стал союз Юго-Восточных народов. В него входили кубанские, донские, терские казаки, народы Кавказа и Калмыкии. Союзный договор заключили 20 октября 1917 года, а его целью стала борьба с анархией и коммунизмом.

Крестьяне Кубани как малороссы так и великороссы одинаково ненавидели казаков, которым принадлежала земля. Крестьяне воевали за большевиков в Таманской Красной армии,
Крестьяне Кубани как малороссы так и великороссы одинаково ненавидели казаков, которым принадлежала земля. Крестьяне воевали за большевиков в Таманской Красной армии,

После Октябрьской революции на окраинах погибшей империи стали формироваться белые силы. В феврале 1918 года на юге Добровольческую армию в Ледяной поход повел генерал Корнилов. Кубанцы заключили с белыми союз, по которому их войско в 3 тысяч бойцов переходило под командование Лавра Корнилова. Командующий пообещал, что после того, как он займет Екатеринодар, казаки смогу восстановить свою армию. При штурме города Лавр Георгиевич погиб, и белые войска ушли на Дон.

Скоропадский, немцы и оружие

3 марта 1918 года был заключен Брестский мир. Немцы вошли в Киев и Ростов-на-Дону. Мостик между Украиной и Кубанью был налажен. Рада решила отправить на оккупированные территории своих посланников. В Ростов-на-Дону поехал Лука Быч, а в Киев Николай Рябовол. Один из членов киевской делегации Даниил Скобцов, так описал посольство:

«Вид у нас был очень неказистый: одеты в плохо пригнанные черкески, на головах кудлатые старые шапки, на ногах смазные сапоги… внешность совсем не дипломатической миссии».
Смена немецкого караула на Думской площади в Киеве, 1918 год
Смена немецкого караула на Думской площади в Киеве, 1918 год

В Киеве кубанцы встретились с гетманом Скоропадским. Переговоры велись на тему союзных отношений и поставок вооружения казакам Кубани, со старых императорских складов на территории Украины. Скоропадский посоветовался с немцами и согласился. Гетман заявил, что оружие дадут, но при условии присоединения края к Украине на правах автономии. По факту это означало прямое переподчинения Кубани германцам.

Даже среди «самостийников» не было единства. Большинство выступали за независимость, а меньшинство стремилось к федерации с Украиной, но на равных правах. Кубанцы отказали Скоропадскому, но и с белыми у «самостийников» отношения не сложились. Если с Корниловым Николай Рябовол ладил, то с Деникиным, он открыто конфликтовал.

Союз казаков и Юга России

Кубанский атаман Александр Филимонов пытался заигрывать с Деникиным и Радой, но самый популярные лидеры кубанских казаков – генералы Андрей Шкуро и Виктор Покровский стояли на позиции «единой и неделимой России». Изначально простые казаки не особо задумывались о политическом будущем крае и хотели сохранить свои привилегии и выгнать большевиков.

Генерал Деникин в Екатеринодаре (современный Краснодар)
Генерал Деникин в Екатеринодаре (современный Краснодар)

Зимой 1919 года в среде кубанцев наметился раскол. Линейцы стали называть «самостийников» предателями, что провоцировало открытые противостояния. В мае 1919 года отряд сотника Ожаровского обстрелял дом одного из лидеров кубанцев-украинцев Петра Макаренко. Появились слухи, что «офицеры» разгонят Раду и Николая Рябовол решается на радикальный шаг.

Еще в феврале 1919 года Рябовол заявил:

«Кубанское казачество поставлено в необходимость головами своих детей платить за грехи разных политических проходимцев».

Позиции единой и неделимой России Деникина, Рябовол решил противопоставить союз казачьих войск Юга, степных народов и горцев Дагестана. На 13 июня 1919 года он назначил в Ростове-на-Дону съезд Юго-Восточного союза.

Выстрел в «Палас-Отеле»

На открытии съезда Николай Рябовол сказал, что кубанцы готовы вместе с донскими и терскими казаками бороться с большевиками и белогвардейцами. После выступления, с группой единомышленников, он до поздней ночи ужинал в ресторане «Палас-Отеля». В 3 часа ночи 14 июня лидер «самостийников» вышел на улицу провести знакомую барышню. На ступенях гостиницы его убили двумя выстрелами из револьвера.

Тело убитого Николая Рябовола
Тело убитого Николая Рябовола

После убийств Рябовола, Кубанская Рада объявила трехдневный траур, и «самостийники» открыто выступили против командования Добровольческой армии. Кубанские казаки-черноморцы самовольно покидали фронт и уходить в свои станицы, а линейцы стали поглядывать в стороне большевиков.

Впоследствии сторонники неделимой России разогнали Раду и одержали над «самостийниками» тактическую победу. Но на общий ход событий это не повлияло. Поход Деникина на Москву провалился и в январе-феврале 1920 года остатки белых сил, через Крым, ушли из России.

За неделимую Россию

Вероятным убийцей Николая Рябовола считается ротмистр Дмитрий Бологовский, возглавляющий группу офицеров-монархистов. Он получил письмо, в котором видный противник «самостийников» Петр Карташев писал, что Рябовол хочет развалить фронт Добровольческой армии. После этого ротмистр и его сторонники решились на убийство.

Старики-кубанцы. Ветераны Крымской войны
Старики-кубанцы. Ветераны Крымской войны

На самом деле Бологовский стал орудием одной из политических группировок Кубани. К лету 1919 года не только рядовые кубанцы-черноморцы, но и лидеры движения независимости отказались от своих идей. На первом заседании съезда Николай Рябовол обратился к делегатам с такими словами:

«Критикуют нас, опять обвиняют в самостийности, что мы не желаем единой России, но я опять-таки повторяю, что кубанские представители никогда и нигде не заявляли о том, что они желают отделиться от России, наоборот, мы всегда желали, чтобы единая Россия была, и наше горячее желание — создавать Россию, а не откалываться и уходить от нее».
Кубанские казаки, члены Первой государственной думы, 1906 год
Кубанские казаки, члены Первой государственной думы, 1906 год

Рябовол понимал, что его идеи «самостийности» не находят отклика в сердцах рядовых станичников. Стремление к сепаратизму не подержали донские и терские казаки. Деникин писал:

«…кубанская делегация, возглавленная Рябоволом, оказалась поэтому в положении меньшинства, заранее обреченного на изоляцию».

«Самостийники» поменяли риторику и стали выступать за восстановление России. Они предлагали союз областей Кубани, Дона, Терека. К объединению планировалось привлечь Украину, Грузию, Добровольческую армию и прочие антибольшевистские силы. Учитывая это, становится ясно, что планы современных украинских депутатов «вернуть» Кубань, всего лишь инфоповод заявить о себе и никакой реальной основы под этим заявлением нет. 

Кубанские казаки на параде Победы, 1945 год
Кубанские казаки на параде Победы, 1945 год

Попытка отделение кубанцев от России вписываются в общую тенденцию разрушения единой империи, но история все расставила на свои места. В роковые годы Гражданской войны кубанские казаки понимали несостоятельность этих идей и сомнительно, что они найдут отклик в сердцах и умах современных жителей Кубани.

Автор: Александр Бражник