Руководитель регионального Управления по обращению с отходами Алексей Пименов встретился с противниками полигона Северная Самарка. Поговорили на одном языке без политики и протестных лозунгов. Как оказалось, они только мешали.
Символично, что встреча Алексея Пименова с жителями окрестностей проблемного полигона Северная Самарка состоялась в первый день весны, да еще и в Прощеное воскресенье.
Как-то все совпало, что пора было обсудить острые вопросы, избавиться от разногласий и начинать решать общие для всех вопросы.
Оказалось, что разногласий никаких нет и не было. И в правительстве Ленинградской области, и жители региона хотят и требуют одного и того же: строить мусороперерабатывающие заводы и сокращать количество и площади действующих полигонов.
Ну и Северную Самарку закрыть, естественно. Потому что с выявленными на полигоне многочисленными нарушениями мириться не собираются ни местные жители, ни региональные чиновники, ни надзорные ведомства. Просто делать все это нужно грамотно и по закону.
Повод для встречи
Борьба жителей деревни Мяглово, Невской Дубровки и ряда других поселений, расположенных в окрестностях Северной Самарки во Всеволожском районе Ленобласти, против полигона продолжается уже не первый год.
Надзорные ведомства неоднократно выявляли нарушения при эксплуатации полигона и факты нанесения ущерба окружающей среде.
В конце февраля этого года стало известно, что Росприроднадзор направил материалы очередной проверки в суд, чтобы приостановить деятельность полигона Северная Самарка. Пока на 90 дней, но это только начало. Кроме того, ведомство отклонило техническую документацию по второй очереди Северной Самарки, а администрации Всеволожского района отозвала согласование землеотвода под расширение полигона.
Но ряд вопросов у местной общественности все-таки остался, поэтому руководитель Управления по обращению с отходами Ленинградской области Алексей Пименов решил лично встретиться с активистами.
Место встречи
Собраться решили в воскресенье в полдень неподалеку от Северной Самарки. В чистом поле с видом на полигон.
Некоторые активисты для наглядности решили взять с собой респираторы и маски, чтобы продемонстрировать, как тяжело здесь дышать из-за запаха. Не пригодилось. По крайней мере, не пахло.
Зато не было ни одного плаката с лозунгами. Если, конечно, не считать одинокой наклейки с требованием закрыть Самарку на автомобиле одного из активистов.
В целом, сразу стало понятно: люди приехали разговаривать. Как оказалось, разговаривать не только и не столько о Северной Самарке, сколько о реализации реформы системы обращения с отходами в Ленинградской области. Более того, активисты сами решили предложить свою помощь и содействие региональному правительству по этому вопросу.
Позиция активистов
Корреспондент Online47 пообщался с представительницей активистов.
Ирина - формально жительница Санкт-Петербурга, но уже давно переехала в Невскую Дубровку «в поисках чистого воздуха». Сегодня активно выступает за закрытие Северной Самарки. При этом просит не называть ее организатором протеста, говорит, что просто «самая активная» среди местных жителей.
Что требуют активисты:
- Закрыть Северную Самарку. Этот процесс на сегодняшний день уже запущен по инициативе Росприроднадзора,
- По всему региону внедрить раздельный сбор мусора. При этом активисты предлагают свою помощь: готовы дежурить возле контейнерных площадок и проводить разъяснительную работу с гражданами.
- Строить в регионе мусороперерабатывающие заводы. Предлагается собрать за одним круглым столом представителей различных инициативных групп, и их мнение также будет учитываться при выборе места для строительства предприятий по переработке отходов.
- Участвовать в обсуждениях должны представители инициативных групп общественников как от Ленобласти, так и из Санкт-Петербурга. Как подчеркивают экоактивисты северной столицы:
«Нельзя просто отмахнуться от мусора, чтобы его увезли куда-нибудь подальше, скажем, в Лодейное Поле или Подпорожье. Там тоже люди живут. Нельзя разграничивать два региона, мы все одинаковые. И надо очень серьезно думать, что делать с мусором и где именно строить мусороперерабатывающие заводы».
- Запретить мусоросжигание на территории Ленинградской области. Хотя и этот вопрос в регионе уже решен. По крайней мере, Алексей Пименов четко обозначил, что региональные власти против мусоросжигания, да и потребность в этом у энергообеспеченной Ленобласти полностью отсутствует.
- За счет переработки мусора сокращать количество полигонов в регионе.
И по всем этим вопросам активисты Северной Самарки готовы оказывать любую посильную поддержку Правительству Ленинградской области и профильным ведомствам.
«Мы не хотим ни с кем бороться. Мы не хотим никаких митингов. Мы хотим помочь в мусорной реформе», - резюмировала экоактивистка Ирина.
Официальная позиция
Алексей Пименов больше слушал, чем говорил.
В целом, руководитель регионального Управления по обращению с отходами подтвердил, что:
- Противоречий между активистами и официальной позицией Правительства Ленинградской области по всем озвученным вопросам нет и быть не может.
- Региональные власти также, как и представители общественности, выступают против строительства новых полигонов и расширения действующих, и «ЗА» строительство мусороперерабатывающих заводов.
- Участие общественности в конструктивных обсуждениях по поводу территорий для возможного размещения мусороперерабатывающих заводов более чем приветствуется.
«Противоречии в понимании у Администрации нет никаких. Все понимают, что мы не хотим расширять полигоны. Мы хотим строить заводы. Давайте смотреть, что мы сейчас можем сделать с Северной Самаркой. Закрывает полигон все-таки не администрация Ленинградской области, закрывает федеральный Росприроднадзор. Мы находимся сейчас с этим ведомством в режиме постоянного взаимодействия», - резюмировал Пименов.
Прощались в итоге на дружеской ноте. Без троекратных поцелуев, но с дружескими объятиями и рукопожатиями. Так что можно сделать вывод, что камня за пазухой все-таки ни у кого не осталось.
Кто остался в стороне
Прозвучала в ходе общения чиновника с активистами и фамилия самопровозглашенного «эксперта» по вопросам полигонов в целом и Северной Самарки в частности Сергея Грибалева.
Кто-то из общественников предложил привлечь Грибалева в качестве эксперта к дальнейшим обсуждениям. Ссылались на то, что он является членом Общественного совета при Минприроды РФ, а значит может быть компетентен по вопросам системы обращения с отходами.
Предложение, конечно, спорное. По крайней мере, по информации Online47 в ближайшее время Грибалев может быть исключен из состава Общественного совета по ходатайству одного из федеральных надзорных ведомств ввиду того, что
«Сергей Грибалев явно злоупотребляет членством в Совете и тем самым наносить репутационный ущерб Минприроды РФ»
Да и Алексей Пименов не смог разделить уверенность общественников в «компетентности» Грибалева:
«Я думаю, мы найдем более экспертное мнение».
Примечательно, что сам Грибалев на встречу не приехал.
Может быть, потому что изначально общение Пименова с общественностью строилось в форме открытого конструктивного диалога, без политических лозунгов, провокаций и голословных обвинений в адрес надзорных ведомств и региональных властей. А такой неполитизированный формат, без склок и скандалов, Грибалеву просто неинтересен.
А стоило ему пропустить встречу Пименова с общественностью – диалог сразу состоялся. И это уже веский повод задуматься, на чьей стороне играет «эксперт»-провокатор.
Online47 попробует ответить на этот вопрос в ближайшее время.
Александр Телегин