Дарьяльский проход надо понимать не как Дарьяльское ущелье или узкий проход в этом ущелье, а весь проход через Кавказский хребет, с вершиной, именуемой Крестовый перевал, по обоим его склонам. По административным наименованиям советского периода, это - Казбегский район Грузинской ССР. Большая часть проживающего в этом районе населения как в то время, так и во времена царской России, были осетинами. Причём проживали они компактно исключительно в мононациональных населённых пунктах.
Перевальных дорог через горный массив с доисторических времён было большое количество, но наиболее активно используемых из них, всего несколько и по значимости одна из них через Дарьяльское ущелье. Именно узкий проход в этом ущелье всегда определял судьбу, прошлое, настоящее и будущее, так же как и процессы замирания и оживления всего оспариваемого региона.
Сегодняшнюю стадию, через которую вынужденно проходит Казбегский район под управлением вновь образовавшегося государства Грузия, можно назвать только очередным вымиранием. Подтверждением подобной характеристике может служить то, что жизненные производственные процессы сопутствующие условиям проживания местного населения, сведены к минимуму. Для сравнительного анализа можно указать на сотни тыс. содержания поголовья всех видов животноводства и двух-трёх в настоящее время.
Для того чтобы определиться с возможным дальнейшим развитием или деградацией Дарьяльского прохода (Казбегского района) интересно обратить внимание на относительно недавний опыт решения вопроса в начале 20-го века. Тогда, как известно дискуссия активно велась между заинтересованными лицами Сталиным, Такоевым, Микояном, Орджоникидзе. Казбегский район в этой полемике изначально рассматривался как составная часть Южной Осетии, и в таком виде обсуждалось объединение Осетии либо в составе Гр. ССР, либо РСФСР. Окончательное решение оказалось компромиссным, половинчатым в ущерб, как России, так и Осетии, но в очевидную пользу грузинской национальной идеи. В данном случае, для определения конечного решения, Казбегский район оказался предметом торга и компромисса.
Немного ранее, на момент объединения и определения административных границ Российской Империи в пределах Северного и Южного Кавказа, это конец 18-го и начало 19-го века, торжествовала так же грузинская национальная идея. Результатом чему было установление границы Тбилисской губернии в Дарьяльском проходе на месте нынешнего погранично пропускного пункта В. Ларе. Обоснованно это местонахождение границы перед Александром I было губернатором Кавказа Цициановым, ничем не подкреплёнными мифами.
Нужно в этом месте отметить то, что сама грузинская национальная идея была в своей основе рождена именно при российском императорском дворе в начале 18-го века. Точнее сказать окончательно сформировалась, так как корни её конечно намного глубже. Именно тогда России она была необходима в противостоянии с Иранской и Османской империей. Группа картлийских номадов во главе с Вахтангом VI, вошедшая в конфликт, прежде всего со своим близким родственниками, за право быть назначенными моуравами(сборщиками налогов) для Османских или Иранских шахов, вынуждена было искать спасение у российского императора, которому это было на руку для защиты своих геополитических интересов. В последствии наследники именно в этой картлийско-грузинской инициативы стали для России средством достижения своих геополитических интересов.
Дарьяльский проход стал одним из двух основных аргументов для России при освоении горной и предгорной части Осетии. Один это доступные рудные запасы свинца в горной части Осетии, крайне необходимые для военного решения своих интересов за Кавказским хребтом и другой не менее важный - создание всей необходимой мирной хозяйственной инфраструктуры и логистики для обеспечения передвижения через Кавказский хребет. То есть существенной составной частью Дарьяльского прохода является так же равнинная часть Северной Осетии- Алании.
Сегодня мы все видим искусственное разделение на две части Дарьяльского прохода и управление ими разными государственными образованиями. Это разделение стало результатом возникшего противоречия двух основополагающих в данном случае идей рождённых и материализованных самой Россией. Одна из них это грузинская национальная идея, другая - полная реконструкция дороги по Дарьяльскому проходу для обеспечения своих экономических и политических интересов. При этом для претворения второй было достигнуто полное согласие с большей частью осетинского населения горных обществ. Ведь именно по Дарьяльскому ущелью в исторических научных исследованиях определяют место проживания предков сегодняшних осетин, по крайней мере, на протяжении последних двух тысяч лет. Важно обратить внимание на то, что для решения этой задачи Россией были выплачены необходимые компенсации кабардинским князьям, под влиянием которых на, то время находилась равнинная часть Северной Осетии опять же для устранения препятствий по Дарьяльскому проходу.
В этой части Дарьяльского прохода история знает и трагические военные решения проблем перемещения. В 13-14 веках аланский город Дедяков в результате нападения совместно русских и татарских войск был стёрт с лица земли. Очевидно, что в данном случае причиной не было простое желание обогатиться за счёт военного нападения, а скорее этот город обогащался за счёт проезжавших купцов, что составляло неудобство для потребителей их товаров в дальнейшем.
Аналогичные военные решения примерно в это же время известны и в верхней горной части Дарьяльского прохода, именуемой Казбегским районом. Здесь произошло столкновение, как сегодня излагают современные историки между грузинскими военными образованиями под руководством Виршела III и осетинскими возглавляемыми Ос-Багатаром и его братьями. Это информация из грузинских источников. На самом деле в данном случае описывается события борьбы за власть и контроль над доходами присущими этой перевальной дороге, кстати, ранее именуемой по тем же грузинским источникам как Осетинская дорога, двух потомков иранской Сасанидской власти. Противостоящие стороны всего лишь сторонники каждой из них.
Доходным местом и предметом торга Дарьяльский проход был и в более ранние времена. Например, конец 5-го начало 6-го века согласно записям византийского летописца Прокопия некто номад Амбазук предлагал купить его византийскому императору. Сделка не состоялась по причине смерти Амбазука и впоследствии этим регионом, завладел один из иранских шахов Кобад.
Все изложенные события войны и торга, замирания и оживления Дарьяльского прохода общеизвестны, зафиксированы в научном обороте и не нуждаются в каких-то ссылках. Для того чтобы знать что делать сегодня и творить завтрашний день необходимо оглянутся в прошлое. Необходимость восстановления единого целого Дарьяльского прохода, его равнинной северной и горной части, включая южный склон Кавказского хребта, очевидна.
Выбор для путей решения не велик, их всего два. Экономически слабые вновь образовавшиеся государства по результатам развала единой страны, типа Грузии или Украины, не имеют своего выбора, так как их антироссийские инвесторы предлагают им средства в большей части для реформирования и создания собственных вооружённых сил. Результат налицо. Это кровавые события инициированные Грузией в Южной Осетии и Восток Украины, так же заливаемый кровью в большей части мирного населения.
Россия в этом отношении абсолютно свободна и к вынужденному военному решению прибегает только в самом крайнем случае, как это было сделано в 2008 году. Что касается другого, не военного решения в отношении Казбегского района, как части целого Дарьяльского прохода, причём сегодня только в комплексе с Транскавказской магистралью проходящей через Южную Осетию, то эту дискуссию необходимо развивать. Полемика в этой теме для поиска окончательного более справедливого решения должна активно, открыто идти на уровне Президентов России и Южной Осетии с участием Главы РСО-А. Возможно привлечение и других глав Кавказского региона. При выработанной согласованной позиции, которая будет полностью отвечать интересам их граждан, уже можно включать эту тему и в международном формате.
Гаирбек САЛБИЕВ