Этот фильм мне хотелось посмотреть еще после выхода первого трейлера, но руки все никак до него не доходили. Однако наконец я его посмотрел и теперь хочу поделиться своими мыслями по поводу увиденного. Сначала без спойлеров, а потом со спойлерами.
По сюжету группа американских студентов приезжает по приглашению их друга в шведское поселение, где несколько дней будет праздноваться День летнего солнцестояния. Однако поселение не такое радужное и светлое, как может показаться на первый взгляд.
Уже начиная с экспозиции и почти до самого конца фильма все время ощущается саспенс. Поначалу он легкий, скрытый, вроде и понимаешь, что произойдет, но тревога все равно не спадает. Когда события начинают стремительно разворачиваться, тревожное состояние усиливается, а потом и вовсе сменяется ужасом.
В начале, когда события еще не так стремительны и бояться особо нечего, напряжение достигается за счет невероятной операторской работы. Интересные ракурсы и кадры, длящиеся по несколько минут, отлично позволяют держать зрителя в постоянном ожидании чего-то.
Яркая цветокоррекция вкупе с эстетичной операторской работой отлично в начале работают на создание ложного представления о месте, куда приезжают герои. Только вот давящий на нервы саундтрек, сменяющийся иногда оглушительной тишиной, а также общая искусственность места не дают зрителю обмануть себя.
Очень интересную роль здесь играют различные детали. Например, изображения на картинах могут намекать на дальнейшее развитие сюжета и предупреждать зрителя о некоторых готовящихся событиях. Большинство деталей «выстреливают» уже ближе к концу, в третьем акте, но некоторые проявляются и раньше.
О чем картины не предупреждают, так это о натуральности здешней жестокости и насилия. Здесь убийства представлены не так эстетично, как, например, в фильмах Тарантино с его эффектом гиперболизации, а неприятно и шокирующе, крупным планом. Такая жестокость после показанной зрителю идиллии общины явно сделана для большего контраста. И именно мощным контрастом мне в первую очередь запомнился фильм. Он вызывает очень странные эмоции. Кому-то это придется не по нраву. Фильм целиком и полностью на любителей. К счастью, я в их числе, иначе бы этой статьи не было.
Напоследок, прежде чем перейти к части со спойлерами, скажу об отличной игре Флоренс Пью, исполнившей роль Дэни, главной героини. К сожалению, никаких серьезных наград она за эту роль не получила, ограничилась только номинациями. Да и то не на самых престижных премиях. Конечно, в этом году были роли гораздо сильнее, но нельзя же оставлять совсем без наград такой отличный перфоманс.
А теперь переходим к части со спойлерами. Если вас не отпугнуло мое описание фильма, то рекомендую все-таки посмотреть. Вероятно, вам не понравится, но запомните вы этот фильм надолго.
О чем все-таки фильм «Солнцестояние»?
Далеко не все после просмотра поняли, в чем смысл фильма. На мой взгляд, он достаточно просто распознается, если смотреть фильм внимательно. Однако я могу и ошибаться. Тем не менее, здесь представлены мои рассуждения.
Уже с самого начала фильма главная героиня представлена зрителю как человек, жаждущий внимания и одобрения своих поступков. Дэни зависит от чужого мнения. Своими тревогами она делится с парнем, Кристианом. Но тому нет никакого дела до нее. Он эгоист. Но не абьюзер, как решили некоторые из-за ироничного диалога Марка и Кристиана в начале фильма. Признаков абьюзера у Кристиана как раз нет. В любом случае, Дэни ему кажется ненужной, словно отягощает его. Но он все равно держит ее при себе, не хочет отпускать, потому что она-то его все еще любит. А это, вероятно, льстит его самолюбию.
На протяжении фильма Дэни проходит эволюцию. В конце фильма она становится уже другим человеком. Дэни даже отправляет на верную смерть Кристиана, когда выбирает его в качестве жертвы. А потом, глядя на то, как он горит, улыбается. Дэни выбралась из заточения Кристиана. Пелле в середине фильма спрашивает у Дэни, чувствует ли она поддержку Кристиана? Чувствует ли она себя дома рядом с ним? Теперь у нее есть дом, в котором ее любят, ей сочувствуют и оказывают знаки внимания. Больше всего она боялась, что будет никому не нужна. Но здесь, в этой общине, она всегда будет кому-то нужна.
- Особенно интересно, что вдохновением для фильма послужил пережитый режиссером Ари Астером разрыв отношений. Это может подтверждать мою догадку.
Однако самым важным является то, что в конце героиня попадает в новое заточение, заточение общины. Хотя заточение ли это для нее, если она счастлива? Над этим вопросом можно много размышлять.
Таким образом, смысл фильма заключается в освобождении от сковывающих оков и поиске настоящего дома и настоящей семьи. Но режиссер предупреждает, что новый дом тоже может оказаться "оковами". Впрочем, вопрос о том, является ли община заточением для Дэни, режиссер оставляет открытым, чтобы каждый зритель сам для себя определил это.