Можно много чего сделать со своим телом после его смерти. Чаще всего люди выбирают погребение или кремацию. Но можно ещё смешать прах с фейерверком и запустить в небо. Но некоторые люди замораживают своё тело или отдельные его части с надеждой, что технологии будущего смогут вернуть их к жизни. Крионика – это быстрая заморозка и хранение мёртвого человека в жидком азоте. Этот процесс называется витрификацией, или стеклованием. Из известных людей эту процедуру прошёл Тед Уильямс, бейсболист, чьё имя вписано в зал славы бейсбола. Его голова была заморожена в криокамере.
Криоконсервация – это не совсем то же самое, что и крионика. Это общий термин для обозначения заморозки чего-либо, в целях сохранить это. Этот процесс прекрасно работает с клетками и тканями. Возникает вопрос, можно ли будет оживить Теда Уильямса через 200 лет и присоединить его голову к механическому телу. Учитывая наши знания о химии и сложном устройстве человеческого мозга, ответить на этот вопрос трудно.
Если вы хотите быть замороженным – и если вы можете себе это позволить – то как только вас официально признают мёртвым, люди из выбранного вами центра криогеники должны будут как можно быстрее приехать к вам, положить ваше тело в лёд, дать мёртвому телу кислород и иногда ввести внутрь гепарин, который не даст крови свернуться. Вся процедура стоит немалых денег, около ста тысяч долларов за заморозку всего тела. Однако заморозка только головы обойдётся дешевле.
Когда мёртвое тело привозят в хранилище, группа специалистов выкачивает из тела кровь и заменяет её на криопротектор – раствор, который препятствует образованию льда в клетках. Лёд нежелателен потому, что в клетках полно воды. Когда она замерзает, образуется структура, которая занимает больше места, чем жидкая вода. И клетки разрываются. Если такое произойдёт, то при размораживании тело превратится в кашу. Чтобы этого не произошло, учёные используют криопротекторы. В теории, всё верно, однако возникает несколько проблем. Учёные нашли способы сохранить клетки и их внутреннюю структуру, а также некоторые ткани, во время заморозки.
Но стоит отметить, что это были клетки в пробирках, а не клетки в органах и тканях когда-то живого человека. Существует множество криопротекторов, среди которых есть очень токсичные формамид, метиловый спирт и диметилсульфоксид. Но самым известным является глицерин, он намного менее токсичен, и в 1949 году с его помощью успешно заморозили и разморозили сперматозоиды, взятые у птиц. Это открытие стало основой для развития экстракорпорального оплодотворения у людей (ЭКО). Когда глицерин попадает в пробирку, где находятся клетки, он, благодаря осмосу, вытесняет воду из клеток.
Во время замораживания глицерин образует водородные связи с водой, не давая молекулам воды внутри клеток взаимодействовать друг с другом. Это позволяет избегать образования льда в них. Но даже если лёд образуется, то его кристаллы имеют небольшой размер и не разрывают клеточную мембрану. Для клеток млекопитающих учёные используют растворы с 10-20% м содержанием глицерина. В прошлом некоторые криогенные лаборатории использовали растворы с 70% содержанием глицерина. Но с тех пор многие лаборатории отказались от использования глицерина вообще. Вместо него используются растворы других криопротекторов, которые считаются менее токсичными.
Но пока неизвестно, как они будут влиять на человеческое тело, которое будет разморожено в будущем. Сейчас в мире есть сотни замороженных в жидком азоте тел или отдельных голов. И пока никто не пробовал вернуть их к жизни. Удаление глицерина или других криопротекторов и наполнение водой клеток мёртвого тела – это довольно сложный и пока неизученный процесс. Ещё не стоит забывать, что тела замораживают на сотни если не тысячи лет, пока технологии не будут достаточно развитыми, чтобы вернуть их к жизни. Однако никто даже клетки в пробирке не замораживал на такой долгий срок.
И ещё, даже имея лучшие криогенные технологии, если вы возьмёте 1 миллион клеток кожи, правильно заморозите их в жидком азоте и разморозите их через год, то через несколько дней сотни тысяч клеток всё равно погибнут. И речь идёт о клетках в пробирке. Это происходит потому, что заполнение клеток криопротектором, обезвоживание, замораживание и размораживание негативно влияют на функции белков и ДНК внутри клеток. Хотя снаружи структура замороженных клеток может выглядеть нормально. Но при нынешнем развитии технологий это лучшее, что мы можем получить.
Чтобы большее количество клеток могло пережить заморозку, нужно избавиться или хотя бы снизить стресс, которому они подвергаются. Есть множество причин скептически относиться к крионике. Но почему тогда многие уверены, что заморозить человека и вернуть его к жизни через много лет, возможно? Частично эту надежду питает исследование, проведённое несколько лет назад. В 2015 году учёные поместили 100 червей, Си-элеганс, в чашку Петри с бактериями, которыми питаются черви. Помимо бактерий и червей в чашку на 8 часов поместили вещество бензальдегид, имеющее запах миндаля. Смысл был в том, чтобы у червей появилась ассоциация между бензальдегидом и едой.
На следующий день учёные заморозили на 2 недели половину червей в 15% глицериновом растворе при температуре минус 80 градусов. Затем их разморозили и снова поместили в чашку Петри. Червей, которых не замораживали, поместили в другую чашку. В обе чашки, на некотором расстоянии от червей, также поместили бензальдегид. Учёные считали, что если замороженные и оттаявшие черви помнили свою дрессировку, то до бензальдегида они доберутся также быстро, как и черви, которых не замораживали. Так и произошло. Однако между этим экспериментом и крионикой есть существенные различия. Во-первых, учёные часто держат этих червей в жидком азоте на протяжении долгого времени, после чего размораживают их для опытов.
У Си-элеганс есть гены, позволяющие им вырабатывать разные соединения и белки, которые помогают им выживать во время заморозки. У людей этих генов нет. Во-вторых, червей замораживают живыми. Людей же замораживают после того, как их официально признают мёртвыми. Но в этот момент мозговые клетки уже умирают. Более того, вся процедура введения криопротектора в тело длится очень долго. Поэтому к моменту, когда криопациент будет подготовлен к заморозке в жидком азоте, погибнет ещё немало мозговых клеток. В-третьих, в человеческом мозге в миллиарды раз больше нейронов, чем во всём теле Си-элеганс, и он намного хуже изучен. Они просто несопоставимы по сложности устройства.
И наконец, целью исследования было проверить способность червей ассоциировать запах с едой. Это сильно отличается от того, что обещает крионика, а именно вернуть вас к жизни вместе со всеми вашими воспоминаниями, мыслями, сознанием, личными качествами и тревогами. Притом, что сначала вы должны умереть, потом вас заморозят, а затем разморозят и наполнят чьей-то кровью. И хотя сейчас технология далека от совершенства, сложно сказать, что нас ждёт через несколько сотен лет. Но если вы не очень надеетесь, что люди будущего достанут вас из жидкого азота и вернут к жизни, то есть множество других способов потратить сотни тысяч долларов.
Статья взята с нашего сайта: https://fataktika.ru/96-mozhno-li-zamorozit-svoe-telo-i-vernutsja-k-zhizni.html