Найти тему
Жанна Швыдкая

Загубленный талант. Отрывки из главы 15 книги «Огранка». Жанна Швыдкая

Жанна Швыдкая. Книга "Огранка". Глава 15.
Жанна Швыдкая. Книга "Огранка". Глава 15.

«…Но было одно увлечение, которое оставило глубокий след в моей душе и огромное сожаление о том, что я его бросила. Единственное занятие, которое я делала не «вопреки», а «благодаря» — это шитье, а точнее, создание одежды.

Наряды я начала придумывать в самом раннем возрасте, когда, насобирав цветов и листьев, сооружала для кукол причудливые одежды. Моя фантазия в этом деле была бесконечна, как, собственно говоря, и количество платьев, брюк и кофточек в гардеробе моих «доченек». Оставшиеся после нас с сестрой детские колготки и распашонки я тут же превращала в свадебные платья кукол, интуитивно прорезая дырки для рук и головы и убирая все лишнее. Летом я выгуливала моих «доченек» в игрушечной коляске, катала их на трехколесном велосипеде, организовывала им свадебные церемонии, после чего у них всегда «рождались» детки-пупсики, которым тоже требовались наряды.

Позже, когда мне стали доверять иголку и ножницы, я уже мастерила для кукол настоящую одежду с пуговицами, рукавами и штанинами. Обнаружив однажды у бабушки Гали на чердаке старые журналы с выкройками, я с помощью мамы в них разобралась и, отложив в сторону куклы, начала создавать модели для себя. Придумывала одежду я с огромным удовольствием, и не было такой вещи, которую бы я не могла воплотить. Я тонко чувствовала стиль, имела хороший вкус, а природный талант помогал наполнять гардероб самыми модными и нестандартными вещами. Мой шкаф был хронически переполнен, вещи из него постоянно вываливались, но неуемное стремление придумывать что-то новенькое подталкивало меня к очередной блузке, но уже с другими волами, формой рукавов и цветом пуговиц.

В старших классах я одевалась лучше всех, за исключением моей подруги Лены, вещи для которой папа привозил из заграничных морских круизов. Меня это лишь подстегивало, и, увидев у нее обновку, через неделю я приходила практически в такой же. Лучшим подарком для меня являлся отрез ткани, поэтому шкафы бабушек и мамы постоянно ломились от всевозможных шерстяных, шелковых, хлопковых, льняных, кримпленовых и тюлевых отрезов, которые в селах традиционно выдавали на свадьбах или похоронах. И если в детстве, приехав к бабушке в гости, я тут же мчалась выискивать конфеты, то в старших классах — я доставала десятки разноцветных отрезов и, разложив их на кровати, отбирала самые красивые, четко понимая, что именно из этого я пошью.

Страсть к шитью передалась мне от мамы, которая по профессиональному образованию была швеей. ….Монотонная работа на конвейере с разделением по видам деятельности, когда одна швея все время пришивает только карман, другая — исключительно воротник, а третья — рукава, творческой натуре мамы удовольствия не приносила, поэтому, как только тато отслужил в армии и они поженились, не раздумывая, оставила фабрику и пошла работать на каневский завод «Магнит». Тем не менее тяга к шитью ее не покидала, и большинство вещей в своем гардеробе мама тоже придумывала сама.

Увидев, с какой увлеченностью я создаю одежду, мама меня поддержала и обучила основным швейным секретам. Я прекрасно разбиралась в тканях, владела потайными швами и фигурными ручными стежками, знала назначение иголок в зависимости от длины, толщины и размера ушка, умела обрабатывать самые сложные горловины, проймы и петельки, играть формой воротника, высотой пояса и манжета в зависимости от фасона. В восьмом классе я уже самостоятельно изготавливала выкройки и воплощала самые сложные модели, примеченные мной в модных журналах или по телевизору. Я с легкостью справлялась с современной швейной машинкой мамы и с дореволюционным Singer у бабушки Гали, наизусть знала все узлы и механизмы, самостоятельно могла не только сменить иголку или намотать нитку на шпульку, но и почистить засор в челноке, проверить уровень масла в картере и исправить несложную поломку.

Тем не менее меня, как и маму, угнетала монотонная однообразная работа, и если вдруг приходилось по стежкам распускать предательски съехавшую строчку, заново собирать веерные складки на юбке или в очередной раз вшивать непослушный рукав — я начинала злиться. Снова и снова я заставляла себя переделывать брак, пока исполнение не становилось идеальным или пока дырки от строчек на ткани и порезы от ножниц не увеличивались до такого размера, что исправить их не могла даже мама. «Портной напортачил», — говорила тогда она, что значило лишь одно: в первоначально задуманном варианте вещь уже не получится.

В середине восьмидесятых годов вместе с перестроечным ветром перемен в стране появились джинсы-мальвины и «варенки», пестрые полиэстеровые спортивные костюмы, синтетические свитера «boys», «кислотные» лосины, дерматиновые кроссовки, кожаные куртки со множеством замков и заклепок — и все это с модными заграничными лейблами для «крутизны». Прогрессивная молодежь мгновенно во все это облачилась, а кто не мог себе позволить купить или достать — оказывался в аутсайдерах. Добротные вещи в моем гардеробе постепенно начали вытесняться новомодными «шмотками» с рынка. Отрезы тканей из бабушкиного шкафа очень быстро превратились во что-то архаичное, да и само шитье стало восприниматься мной как что-то морально устаревшее и непрестижное.

В школе на уроках труда мои портновские таланты по-прежнему ставили в пример, в конце десятого класса мне даже вручили сертификат по швейному делу с присвоенным третьим разрядом, но для меня он ценности уже не представлял. Стремительно изменяющийся вокруг меня мир требовал новых взглядов. О том, что есть такая профессия, как «модельер» или «дизайнер одежды», я в то время не знала, быть швеей на фабричном конвейере точно не хотела, поэтому, задушив свой талант, я поддалась новомодным веяниям, более соответствовавшим моим подростковым амбициям.

Платье на выпускной вечер в десятом классе стало финальной дизайнерской разработкой и яркой точкой в моей увлеченности портняжным делом. Словно мать дитя, почти год, втайне от всех я вынашивала его фасон, прорисовывая в альбоме десятки силуэтов. И хотя дефицит качественных тканей не позволял моей фантазии развернуться, тем не менее, мне удалось скомбинировать белый атлас для лифа и струящийся шифон для подола, украсив верх круговым воротником в виде пелерины с цветком. Шить платье сама я не стала, отдав ткань и разработанные мной выкройки в ателье. Подготовка к итоговой аттестации и государственному экзамену не оставляла ни минуты свободного времени, но настоящая причина состояла в ином — интерес к шитью я потеряла окончательно.

Как могла сложиться моя судьба, если бы всю свою волю, характер и амбиции я сосредоточила на создании новых моделей и фасонов одежды, я не знаю. Возможно, уже сейчас определяла бы основные тенденции развития мировой моды, привнося в него свое чувство стиля и элегантности, но, как известно, история сослагательного наклонения не терпит, а загубленный талант и упущенные возможности остались горьким сожалением в душе».

Жанна Швыдкая . Книга "Огранка".
Жанна Швыдкая . Книга "Огранка".