У каждого собственника, который основал компанию, когда то приходит мысль: «Я больше не хочу, не могу или у меня есть другие планы на жизнь». Однако бизнес («кооператив», как говорят некоторые мои клиенты) – живой организм и он существует: у него есть производственная площадка, есть оборудование, есть люди и внутренние рабочие процессы, которые они создают, а вместе с людьми и корпоративная культура. Живой организм должен продолжать развиваться, и у собственника, вложившего в него «все», есть потребность его сохранить и преумножить. Но кто этим будет продолжать заниматься вместо него?
Каждый решает по-своему. Большинство принимает решение передать свое дело в управление детям, другие - наемному директору. Детей–наследников готовят с самого детства, обучая в бизнес-школах. Иногда даже качественно адаптируют, внедряя с азов на предприятие. Во втором случае нанимают управляющих менеджеров с MBA... И тут начинается самое интересное! Что делает любой профессиональный менеджер? Правильно, как научили в бизнес-школе, он начинает выстраивать новую формальную структуру управления, оптимизировать и описывать бизнес-процессы, создавать новые регламенты, распределяя роли и ответственность. Казалось бы, все верно, ведь на курсах МВА плохому не научат, но не тут то было...
Структура управления в компании, даже если она не формализована и не выложена на бумагу, если не сформулированы и не зафиксированы бизнес-процессы, уже существует. И часто проводя аудит в организациях, мы понимаем, что будучи по должности в личной карточке технологом производства, сотрудник по факту выполняет функционал начальника цеха. Или по личной карточке сотрудник - менеджер по продажам, а по факту - исполняющий обязанности коммерческого директора. Перечисление таких фактов можно продолжать бесконечно.
Ошибка большинства менеджеров в процессе нового организационного моделирования в том, что они не учитывают один простой факт - неформальная система управления очень устойчива. Она строилась годами естественным путем, даже если неправильно. И создать новую по общепринятому шаблону будет непросто, потому что никто из членов этой неформальной структуры управления свою власть просто так не отдаст. Что это за власть? Это власть влиять своим мнением (профессиональным или личным) на решения собственника.
Уже многое написано в бизнес-литературе про сопротивление коллектива изменениям, которое со временем переходит в «гражданскую войну», во время которой наемные руководители таких компаний постоянно меняются. Причем прямые наследники собственника так же входят в этот список управленцев. В своей практике мы наблюдаем даже «ставки» среди старых сотрудников - сколько продержится в компании новый руководитель. Сопротивление неформальной структуры управления оказалось сильнее. Новый руководитель ушел и все остается по-прежнему, без изменений на своих местах. Почему?
Потому, что сам собственник первым делом не хочет изменений. Да, он знает, что изменения нужны, чтобы компания смогла выжить в новых социальных, политических и экономических условиях. Да, он осознает, что и сам желает для себя нового. Да, он понимает, что на текущий момент уже не сможет обеспечить рост и развитие компании собственными силами. Но одно дело понимать и совсем другое сделать «первый шаг на выход». На пути к изменениям его сдерживают собственные страхи. Найдется ли достойный, который сможет управлять моим делом лучше меня самого? А если такой человек находится (ведь незаменимых нет), то в голове собственника возникает другой вопрос: «А чем я хуже него? И что такого может сделать он, чего не могу я сделать сам». То есть, как говорят психологи, возникает потребность в самоутверждении. А тут еще прибегают избранные члены старой гвардии и начинают «плакать» и «причитать»: «Не уходите, Иван Иванович, лучше вас никого нет. Вы же собственник, как вы оставите свой бизнес чужому человеку?! Никто и никогда не сможет относиться к вашему бизнесу так же как вы!» И все, круг замкнулся. Потребность в самоутверждении собственника «закрылась» сладкими речами его, тех самых лидеров мнений, чья власть оказалась сильнее. И это уже не про бизнес, а про удовлетворение своих эмоциональных потребностей посредством своего бизнеса.
Немногие смогут перейти эту реку управления собственными эмоциональными потребностями. Значит, немногие компании смогут вырасти в реальные бизнес-структуры, которые живут веками. Что ж, таковы условия рынка - кто поддался эмоциям, тот проиграл...
Управляющий партнер HR-Лидер для dk.ru