В четверг Реджеп Тайип Эрдоган приедет в Москву к Владимиру Путину. В повестке дня встречи - резкое обострение ситуации в Идлибе.
Удастся ли лидерам двух стран найти приемлемый выход из неё? Ведь в большой войне не заинтересован никто.
Попробуем спрогнозировать итоги встречи.
Положение сторон
Ключевые пункты российской позиции перед встречей напомнил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Она всецело в русле Сочинских договорённостей: территориальная целостность Сирии и поддержка Дамаска в борьбе с террористами. Наши военные находятся там по приглашению законного правительства.
Правда, реанимация Сочинских соглашений в прежней форме вряд ли возможна. Надо договариваться по новой, исходя из актуальных реалий.
И здесь не совсем понятно, у какого позиции выглядят предпочтительнее.
Эрдоган продемонстрировал желание и потенциал решить вопрос в свою пользу военным путём. Но при самом наилучшем раскладе, вряд ли у Турции есть возможность вернуться на линию, которую предусматривал сочинский меморандум.
В свою очередь, САА даже при поддержке ВКС РФ не сможет достичь контроля над Идлибом; любое новое наступление приведёт лишь к перемалыванию наиболее боеспособных частей.
Предмет переговоров
Выход видится в замораживании сложившейся ситуации, что вряд ли устроит турок. Или же в поиске иных вариантов.
За чей счет Путин и Эрдоган могут найти компромисс по Идлибу, который бы устроил обе стороны?
Первый претендент на эту незавидную роль- Асад. Второй- курды.
Например, приостановка боевых действий, турецкого наступления возможна за счёт каких -то уступок. Скажем, расширения контроля Турции на северо-востоке Сирии, над районами компактного проживания курдов.
Ставки растут
Эрдоган, как опытный игрок, накануне встречи повышает ставки. Он обратился с призывом к России и Ирану, заявив, что «Турция не имеет с вами проблем в Сирии». Дескать, постойте в стороне, не мешайте мне разбираться с Асадом.
Эрдоган подчеркнул: Турция показала, что является великим государством, которое не склоняется перед давлением. И она рассчитывает только на собственные силы, не надеется на помощь какой-либо страны или структуры.
Итак, Эрдоган бросил очередной весомый камушек в огород НАТО и США. А что делать, если европейцы не понимают даже таких ясных сигналов, как открытие границ для сирийских беженцев.
Эрдоган рассчитывал: ЕС и Штаты надавят на Россию, чтобы она стала поуступчивее. Но европейцы кроме глубокой озабоченности ничего продемонстрировать уже давно не способны. Даже под угрозой очередного миграционного кризиса.
Штаты также ограничились переговорами и приездом делегации в пограничную провинцию. Хотя Турция, стремясь получить поддержку США, атаковала в Идлибе подопечных Ирана - позиции движения «Хезболла» и шиитских ополченцев. Что вызвало достаточно нервную реакцию КСИР Ирана; потом последовало предложение провести сепаратные переговоры.
Ждем, какой результат принесёт московская встреча.