Найти тему

Метро – нужно ли оно городам?

С советских времён считается, что метро необходимо городам с населением более 1 миллиона человек.

На сегодняшний день в России 15 городов-миллионников, однако действующих метрополитенов только 7: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге и Казани. При этом лишь столичная подземка отличается стремительным расширением; даже в Петербурге открытие новых станций регулярно откладывается и само по себе является редкостью.

Причин медленного развития отечественного метрополитена несколько.

Во-первых, его строительство требует очень крупных капиталовложений. Так, стоимость возведения одной станции подземки – не менее 1 миллиарда рублей. По 5–6 миллиардов рублей уходит на каждый километр путей мелкого заложения (в некоторых городах из-за особенностей грунта строительство путей под землёй обходится ещё дороже). Большинство городов на сегодняшний день просто не могут себе позволить столь крупных инвестиций. Федеральных средств на данные инфраструктурные объекты тоже нет.

Во-вторых, нестоличные метрополитены являются убыточными из-за недостаточного пассажиропотока, относительно низкой цены билетов и высокой стоимости содержания объектов. Все российские метро, за исключением московского и петербургского, состоят не более чем из двух веток. По количеству станций лидером среди нестоличных подземок является Нижний Новгород, но и там их только 15. Этого недостаточно, чтобы большинству жителей и гостей города было удобно пользоваться данным видом транспорта на регулярной основе. Не во всех мегаполисах выбраны оптимальные районы для строительства подземной железной дороги. К примеру, в Самаре на метро невозможно доехать до исторического центра города. В Нижнем Новгороде, напротив, метро позволяет перемещаться по центру, при этом пути в жилые районы не построены. Важно учитывать и огромное количество автолюбителей в российских городах, среди которых любой общественный транспорт, в том числе подземный, практически не востребован.

Да, существуют аргументы в пользу строительства метро в крупнейших деловых центрах страны. В частности, оно позволяет сгладить некоторые городские проблемы, например, пробки в час пик и проблемы экологического характера. Тем не менее, пока для большинства регионов рациональнее рассмотреть возможность развития альтернативных видов транспорта – прежде всего скоростных трамваев и автобусов на экологически чистом топливе. В Россию может быть перенесён американский опыт использования скоростных автобусов. Их особенность заключается в том, что они следуют по выделенным линиям и делают остановки на островных платформах – огороженных площадках, на которые проходят только заранее купившие билеты пассажиры.

Автор - вице-президент QBF Владимир Масленников