Заключить цикл своих записок о моих претензиях к правлению величайшего политического и государственного деятеля не только в истории нашей страны, но и в мировой истории Иосифа Виссарионовича Сталина я хочу ещё одной, редко звучащей, но, пожалуй, одной из важнейших: Сталин не смог создать такую систему, которую нельзя было бы так легко и примитивно разрушить, как разрушили СССР и социалистический строй.
За прошедшие с момента разрушения СССР тридцать лет я пришёл к твёрдому убеждению, что главными виновниками гибели и того государства, и того общественного строя, с которыми не могли справиться ни интервенты полутора десятков государств, ни гитлеровцы со своими вассалами со всей Европы, были члены КПСС. Точнее, её руководящее звено, все, так называемые номенклатурные работники, от самого верха до освобождённых секретарей парткомов. Разумеется, не все, но большинство.
В последние годы жизни Сталин, наверное, понимал, во что превратилась партия, совершившая революцию и спасшая Россию от гибели за тридцать пять лет до этого. В партии развелось огромное число псаломщиков, но осталось немного истинных коммунистов, преданных делу, а не занимаемому посту. Не случайно, он, как сейчас утверждают многие историки, пытался отстранить партию от руководства всеми сферами жизни, оставив партии лишь идеологическую работу и работу по подготовке кадров. Он прекрасно понимал, что делом должны руководить и заниматься профессионалы, а не дилетанты, умеющие говорить правильные слова, «пламенно» призывать, сурово требовать и карать, не отвечая, по сути, ни за что.
Я неоднократно в своих записках упоминал книги Елены Прудниковой, глубоко изучавшей эпоху Сталина. Она считает, что продолжателем задуманного переустройства внутригосударственной системы вождь планировал оставить после себя Л.Берию. Возможно. Правда, другие авторы называют П.Пономаренко. Но о том, что Сталин пытался отодвинуть партию на положенное ей место, свидетельствует его выступление на ХIХ съезде КПСС, а позже заявление на пленуме ЦК КПСС, сразу после съезда партии, с просьбой о сложении с себя полномочий генерального секретаря ЦК КПСС. Есть кадры кинохроники того события. Члены ЦК бурно отказали Сталину в его просьбе (одно слово, «псаломщики»).
Но надо видеть, как Иосиф Виссарионович, сначала долго всматривался в зал, а потом, ссутулившись, уходя с трибуны под аплодисменты присутствующих, как-то обречённо, безнадёжно махнул рукой. По-моему, он окончательно понял, что невозможно достучаться до разума «лучших» представителей партии, которую он создавал и возглавлял тридцать лет. И он уже не успеет изменить что-либо, не сможет сделать задуманное.
Сталин не успел, не смог не только отодвинуть партию от всевластного правления всей жизнью в государстве, но и не смог, не успел как-то передать всю полноту своей власти достойному преемнику. Был ли это Л.Берия, или П.Пономаренко, либо Г.Маленков – любой из них был бы лучшим вариантом для нашей страны и нашего государства. Но им стал Н.Хрущёв (Сталин должен был в мавзолейном гробу перевернуться). С него-то и началось активное разрушение и социализма, и государства под именем СССР.
Подписка, лайки и комментарии – на усмотрение читателей.